50 лет «под газом». Кадры решают все

История горгаза глазами очевидца в невыдуманных фактах, поданных без пафоса и скуки

Если бы Александр Иванович Корейко жил в наше время, он обязательно бы работал в Константиновском горгазе наполнителем-развозчиком газового коктейля в баллонах в звездные часы службы ГБУ. И Великий комбинатор никогда бы не нашел этого пожилого юношу, мэтра штуцеров и струбцин, среди дикого травостоя и буераков, а последний продолжал бы приносить радость руководству своими робостью и послушанием.

В связи с предстоящей реконструкцией склада сжиженного газа, начальник конторы выбрал время для личного посещения этого объекта. Проезжая мимо первой больницы возле наркодиспансера, он велел остановить автомобиль. Показывая на кусты и деревья, зеленеющие неподалеку, он сказал: «Придет время, - и здесь будет построена новая база горгаза. Заросли уступят место асфальту, стеклу и бетону». Случилось так, что это осуществилось через много лет.

Дорога к складу в высшей мере была ухабистой, а при определенных условиях сезонной погоды — даже непроходимой. При очередном заносе машины, начальник горгаза, к этому времени пополнивший парк конторы несколькими единицами транспорта, вслух выразил мнение о необходимости приобретения спецтехники для внештатных ситуаций, в частности, для контроля газовых магистралей на пересеченной местности, а также для использования ее в качестве тягача. Для этого предполагалось приобрести БТР в одном из гарнизонов. Дальнейшие обстоятельства сложились таким образом, что эта идея не вышла из стадии намерений и больше на повестке дня актуальной не была, поскольку обстановка в конторе перешла в разряд неопределенной нестабильности.

Гораздо позже в горрайонной газете была напечатана статья «Залпом по фауне», рассказывающая следующее (пересказываю по памяти): 70 городских любителей природы отправились в Еленовский лес подышать воздухом увядших трав, а потому еще более целительных, увидеть высокое небо, услышать шум осыпающейся листвы, перекличку улетающих птиц. Идиллию нарушило стадо диких кабанов, дерзко напавших на эту горстку людишек. Эффект нападения был ошеломляющим, хорошо, что в лесу количество зеленых туалетов не ограничено. Ничего не оставалось делать, - защиты, даже примитивной, не существовало, и вызов был принят (здесь как нельзя кстати мог оказаться вовсе не лишим небольшой БТРик)! В результате боя противник был побежден и дружно зажарен со всеми приправами и специями. Лавры победителей достались двум скромным представителям доблестного горгаза. Поскольку кабаны были выбиты до единого, лицензии собирались по всей Донецкой области. Вес вепрей запротоколировали, каждый кабан оказался в среднем 4-5 кг. Вероятно, в этом весе кабаны наиболее агрессивны. Ничего не поделаешь, - такова сила дикой природы!

Рабочий день начальника горгаза Владимира Швеца начинался раньше всех. К официальному началу работы он успевал объехать несколько заводов и различного рода управлений, он же последним покидал здание конторы. Это был беспокойный человек, не подверженный ничьему влиянию. В производственных спорах он не стремился принять чью-то позицию, обычно наиболее агрессивную, чем снискал расположение рабочих и неприязнь  ИТР. Обмануть его было делом бесперспективным. Начальника, обладающего небольшим ростом, всегда можно было видеть среди остальных издалека.

Человеком несколько иного плана был главный инженер. Не знаю, откуда его пригласили поруководствовать, но он справлялся с этим довольно оригинально. В любой аудитории он предлагал окружающим пошевелить... рогами. Сначала от такой лексики все опешили, но потом привыкли к жаргону веселого главного инженера. Вскоре за ним  «пришли», и он уже молча покинул горгаз.

Вообще, за годы существования горгаза горе-специалистов здесь побывало с избытком. Не зная элементарного, они пытались руководить, высказывали бредовые идеи. Бывшему грузчику доверили целую службу. Привыкший к носилкам и мешкам, он считал, что если человек не размахивает кайлом или лопатой, то он бездельник. ИТР ему казались откровенными лодырями. Как не сдавшего экзамены, бывшего грузчика, а ныне начальника, - увольняют. Он восстанавливается даже с помощью съезда партии. Закружилась целая спираль судовых жалоб. Казалось, этому не будет конца, но грузчик великодушно сошел с очередного витка тяжб. И таких грамотеев в горгазе перебывало - не сосчитать. Не потому ли и сейчас уточняются планшет-карты, не хватает газа на отдельных поселках и районах и т.д... И уже хочется верить, что цирк уехал, никого не оставив, но решит это не кто-нибудь, а простой потребитель газа.

В семидесятые годы ввиду недостаточного развития городских и районных газовых сетей, значительная часть населения пользовалась установками сжиженного газа (ГБУ). В пик сезона реализовывалось 15000 л газа в день и более, 4 газовоза работали в две смены, им помогали бортовые автомобили. Жидкий газ был востребован, он пользовался спросом. Рабочие почивали на лаврах. Здесь никогда не переводилось «на вынос и распивочно». Со временем от ненавязчивого горгазовского сервиса население отказалось — появились альтернативные источники. Служба пыталась оказаться на плаву, энергично перевозила баллоны с места на место, в кассу горгаза, конечно же, ничего не попадало и службу закрыли, но возня продолжалась, и тогда склад вовсе опечатали. В один прекрасный день пропали забор и крыша склада. Обнаруживший это, трижды прикладывался глазами к влажному платку, но напрасно — крыша и забор не возвратились на место.

Во времена интенсивной работы склада, пришел циркуляр из Укргаза, сообщавший, что в  Черкасской области на территории тамошнего жидкого склада был найден труп слесаря-разливщика; смерть наступила от отравления алкоголем. Предлагалось расписаться в неупотреблении последнего. Рабочие дружно подняли стаканы: «Вздрогнем, друзья! На его месте мог оказаться каждый из нас!»

В. Козаков.

Продолжение следует.