Регистрация недвижимости: мы будем жить теперь по-новому

C 1 января 2013 г. функции регистрации прав на недвижимое имущество от коммунальных БТИ переданы в Государственную регистрационную службу.

Реформу отложили на год, несмотря на созданные и открытые центры и набранный, обученный персонал регистраторов. За это время мрачные прогнозы — коллапс рынка жилья, вал квартирных мошенничеств и других неприятностей, достигли пика. В последние месяцы прошлого года граждане торопились оформить право на недвижимость по старым, понятным правилам, и в БТИ образовались гигантские очереди. В нашем бюро ажиотаж был не столь повальным: в день принимали «всего лишь» по 20-25 человек. Вероятно, поток народа сдерживала глухая ситуация на городском рынке недвижимости.

О новых правилах и начале работы рассказал начальник регистрационной службы Артем Куслаенко.

— У нас наплыва людей по регистрации прав недвижимости, скорее всего, не будет, — уверен Артем Викторович. — Эта обязанность возложена и на нотариусов, поэтому основная нагрузка ляжет на них. К нам в службу, в основном, будут приходить те, кто до 1 января 2013 года не успели оформить права собственности на имеющееся у них недвижимое имущество. Например, люди купили дом в 2010 году, но денег заплатить за регистрацию в БТИ у них не было, они положили документы «на полку» и теперь не могут в этот дом прописаться без оформления права, поскольку оно теперь наступает не с момента оформления сделки, а с момента внесения сведений в реестр.

Обещают быть быстрей БТИ

— После подачи заявления, по закону, у нас есть 14 дней на исполнение всех действий. Это меньше, чем в БТИ, где норма составляла 21 день. В течение 5 дней мы изучаем, — хватает ли заявителю документов, нужно ли их донести, — и принимаем решение о регистрации прав собственности. Кстати, в заявлении должно быть указано, каким образом человек хочет получить выписку из реестра, — лично или по почте. В этот же 5-дневный срок, если будет вынесено такое решение, — регистратор должен письменно уведомить человека об отказе в регистрации и изложить основания. В общем, мы стараемся наладить регистрацию в кратчайшие сроки, — убеждает Артем Куслаенко. — Пока наплыва людей нет, и выжидать 14 дней нет смысла. Принимать людей у нас могут шесть регистраторов — на два больше, чем в БТИ, да плюс нотариусы, так что никакой толпы быть не может. Пакет документов для подачи прежний, разве что форма заявления несколько изменилась. К тому же теперь мы регистрируем и право собственности на землю.

Сколько стоит «застолбить» свое право?

Обращаясь в ГРС, надо иметь квитанции об уплате 119 грн. госпошлины, и за выписку из реестра — 120 грн., установленных Кабмином и идущих в спецфонд госбюджета. За исправление в госреестре ошибочных сведений, сделанных по вине клиента, ему надо будет выложить 51 грн. госпошлины и 51 грн. собственно за исправление. Изменение данных по инициативе самого собственника, например, по причине перепланировки, обойдется в те же суммарные 102 грн. плюс 120 грн. за новую выписку из реестра. То есть, любое действие с реестром теперь должно быть оплачено. Ранее оплата услуг БТИ по регистрации прав недвижимости устанавливалась областными советами и составляла 150 грн., плюс 72 грн. оплаты в Минюст.

За новыми свидетельствами — тоже сюда

Вновь созданная служба имеет право выдавать и свидетельства о праве собственности на недвижимость. Это происходит в том случае, если, например, человек построил новый дом, объединил две разные квартиры и т. д. Ранее такая обязанность лежала на органах местной власти.

— Кстати, если право собственности наступило до 2013 года, то регистрация его в новом госреестре вещных прав на недвижимое имущество делается бесплатно. Например, в свое время вы, зарегистрировав в БТИ право собственности на наследство, сейчас приходите к нотариусу как продавец — никто не может сказать: «Платите заново». Закон обратной силы не имеет. Сведения о вашем праве на недвижимость внесут в госреестр, но без выписки, оформят сделку и сразу же на вашего покупателя зарегистрируют право на приобретенную недвижимость.

Как насчет борьбы с махинациями?

Наиболее пугающий граждан вопрос, — а вдруг кто-то надумает разом переписать в новом реестре чужое «майно» на себя?

— Для этого и дается пять дней регистратору на знакомство с документами и принятие решения — зарегистрировать или отказать, — успокаивает Артем Викторович. — Мы должны проверить все реестры, к которым у нас есть доступ и которые теперь объединены — реестры отягощений и запретов, ипотеки, налоговых закладных... У каждого регистратора есть персональная печать и он несет административную и уголовную ответственность, если не дай Бог, превысит полномочия. Наконец, в законе четко прописано — за регистрацией прав собственности, за выпиской из реестра обращается лично собственник или человек, имеющий нотариально заверенную доверенность. В заявлении предусмотрены сведения об объекте недвижимого имущества, о субъекте вещного права, то есть кто хозяин, сведения о заявителе. «Обойти» все формальности, на мой взгляд, нереально.

Как быть с архивом БТИ?

— Пока никто не дает нам по этому поводу разъяснений, а вопрос этот важен, — говорит А. Куслаенко. — Есть Единый реестр прав на недвижимое имущество, формировавшийся с 2003 года и действовавший до 2013 года, куда вносило сведения Бюро технической инвентаризации, и соответствующий бумажный архив, его БТИ нам не передало, — нет порядка передачи, к тому же он находится в коммунальной собственности. В принципе, все, что находится в этом архиве, мы видим в электронном варианте, мне не надо рыться в бумагах, достаточно знать код, ФИО, адрес человека — и вся информация о нем высветится. Но с другой стороны, бумажные носители все же являются основными. Что же касается архивов до 2003 года, то необходимости в них наша служба на данном этапе не испытывает.

В.Гейзер.