Социальная справедливость с приветливым лицом

В воскресенье профессиональный праздник — День социального работника. Вместе с другими его отметит самая массовая социальная служба в городе — управление труда и социальной защиты населения. Роль ее сложной и скрупулезной работы в бедной стране и в нашем, мягко говоря, небогатом городе, очень велика и день ото дня только растет. В УТиСЗН обращаются многие граждане — число льготников, обслуживаемых управлением, сейчас составляет 28 тысяч человек. А вместе с претендентами на субсидию и другими пособиями подбирается к 40 тысячам, так что в клиентах управления числится практически половина населения города. Для всех этих людей оно и есть лицо социальной справедливости, провозглашаемой государством. И в управлении стараются сделать это лицо как можно более приветливым.

Главное сейчас — оформить субсидию

Галина Небогатикова возглавляет службу последние шесть лет. За это время в управлении произошли коренные перемены: сменилось его место жительства, практически полностью обновился кадровый состав. О том, чем живет УТиСЗН, какие задачи решает сейчас, и зашел разговор с начальником управления.

— На данное время, самое актуальное — это субсидии, — объясняет Галина Григорьевна. — Мы обрабатываем очень большой поток заявлений. На сегодня их 8800, оформили субсидии 5100 получателям. Конечно, осилить такой объем работы непросто. Нам выделили в помощь 14 человек, состоящих на учете в Центре занятости, и если бы не эти люди, мы бы сейчас работали, наверное, круглые сутки. Прием граждан ведется по 12 часов, чтобы не утонуть в груде бумаг, девочки выходят на работу и в единственный выходной. Итог: сегодня назначена субсидия на половину всех принятых документов. Это хороший результат, и я очень благодарна своим сотрудникам, которые понимают всю ответственность этой работы.

Недавно управление прошло серьезную проверку — без предупреждения, «с налета» нагрянули инспектора из области. Зашли как обычные посетители, из единой приемной, проконсультировались, взяли талончики, и только потом поднялись, чтобы проверить документацию. Работой управления проверяющие остались удовлетворены. Особенно, после визита в Славянск, где они полтора часа простояли в очереди за талоном. «У нас такого нет, стараемся принимать и консультировать людей быстро», — говорит Галина Григорьевна.

«Со службами иногда воюем»

— Отношения с коммунальными службами у управления деловые, хотя бывает по‑разному, — рассказывает Г. Небогатикова. — Самый свежий пример — изменение правил назначения субсидий для т. н. не владельцев жилья. Мы попросили все коммунальные службы собраться в управлении, чтобы человек мог в одном месте переоформить на себя лицевой счет. Все откликнулись, кроме РЭСа, он на нашу просьбу не реагирует, находит множество причин, а страдают люди, которых попусту гоняют по учреждениям. Самая острая проблема была несколько лет назад. Прежде никто из коммунальщиков не делал перерасчеты гражданам за неоказанные на сто процентов услуги. Мы, как главные распорядители государственных средств, решили этот порядок поломать и потребовали у служб регулярно предъявлять нам все перерасчеты. Вначале мы с ними буквально воевали, особенно с Теплосетью и «Комэнерго»…

За дело УТиСЗН взялось серьезно: собирали сведения об услугах у потребителей, открыли «горячую линию» для приема жалоб, по два месяца не подписывали службам акты на возмещение оказанных услуг. И, в конце-концов, нормализовали ситуацию. Сегодня, по отзывам работников соцслужбы, легче всего им работать с Теплосетью и горгазом, за что они очень благодарны их руководителям. Зато очень тяжело — с водоканалом и «Коммунтрансом» — их абонентские базы данных никуда не годятся.

— Единственно, чего я не понимаю, — сетует начальник УТиСЗН, — у кого хватило ума прямо в отопительный период, когда у нас огромный объем работы, идет выдача справок, убрать одну службу и вернуться к другой? Для нас это — новые проблемы.

Рабочие будни.

Покоя ждать не стоит

— В январе мы ждем повышения коммунальных тарифов, — говорит Галина Григорьевна, — так что все субсидии надо будет пересчитывать. Сейчас ожидаем наплыв «не хозяев» жилых помещений, которым ранее было отказано в субсидии. К тому же постоянно повышаются различные пособия. С января ждем увеличения выплат по рождению ребенка. Так что у нас «периода покоя» не бывает, может быть только маленькое послабление. Мы выплачиваем около 22 видов пособий, в том числе и по социальным услугам, в этом году выплату немного «подтянули», но за прошлый год долг местного бюджета в 87 тыс. грн. остается не погашенным.

Основная проблема управления сейчас, — это техника и рабочие руки. Хотя штат управления вырос до 100 человек, этого недостаточно. УТиСЗН приняло на себя много функций — оформление людей в дома-интернаты, документов в терцентр, на его попечении бездомные, освобожденные из мест лишения свободы… По нормативам в половине из отделов должно быть в два раза больше сотрудников. И еще, УТиСЗН очень не хватает еще одного юриста.

— Очень много исковых заявлений мамочек по выплатам на ребенка до 3 лет, — объясняет Г. Небогатикова. — Мы их выплачиваем, но через суд и исполнительную службу. Это такой абсурд, — арестовываются счета по банкам, получатели обходятся без пособия… Внесите изменения в закон, — и мы избежим всех этих судов. Есть серьезные нюансы и по работе с коммунальщиками, БТИ, налоговой. Если бы существовала единая электронная база данных, то человек бы вообще не привлекался к процессу оформления субсидии, мы работали бы только в электронном режиме. Но без изменения в законодательстве этого не сделать.

Дисциплина — как в армии

Через управление проходит огромный поток горожан, и справляется с ним коллектив, в большинстве состоящий из молодежи.

— С молодежью работать не боюсь, — говорит Галина Григорьевна. — У них совершенно другой подход к жизни. Они профессиональны, уверены в себе, терпеливы и добросовестны, они смелее, если хотите. Многие говорят обо мне, что я жесткий руководитель. Это так, я привыкла требовать дисциплины и собранности. Зато абсолютно спокойна за свой коллектив. Поверьте, работая в этой службе, выполняя требования, которые ставит государство и президент, принимая массу людей, иначе невозможно. Деловая атмосфера у нас сложилась, и тем, кто приходит на стажировку, я не рассказываю о трудовой дисциплине, о том, какую ответственность они несут. Они видят, как работают люди рядом с ними, и поступают так же. Я уже никаких наказаний не применяю, ни выговоров, ни лишения премий, все поняли мои требования и отношение к работе и не смогут по‑другому поступать.

Конечно, выдерживать этот поток людей и информации сотрудникам непросто. Г. Небогатикова уже давно обещала коллективу создать при управлении комнату психологической разгрузки. В планах и организация уголка бытовых услуг — помещения в бывшем детсаду найдутся, но пока на такие проекты нет денег.

Светло и уютно, а будет еще лучше

Пока же и без новых проектов в службе старательно поддерживают уют и красоту. А развиваться управлению помогли средства Мирового банка, оно работает по этой программе третий год. Сейчас в УтиСЗн ждут второй денежный транш и технику с мебелью для отделов, где ведут прием горожан.

— Мы одними из первых пошли по этому пути, — рассказывает Галина Небогатикова. — Начали с написания проекта, создали мобильный офис, разделили отдел денежных выплат и компенсаций, отделив «деньги от бумаг», как рекомендовал Мировой банк, первые в области открыли горячую линию по субсидии.

— Мы с хорошим настроением идем в праздник, нам выплатили сегодня заработную плату. Сейчас у нас повысился уровень минимальной зарплаты, так что у нас главный специалист и сторож с уборщицей стали получать одинаково. Хотя уровень ответственности несравним. Но мы бодрость духа не теряем, надеемся, что наш труд увидят и оценят и государство, и местная власть, и когда‑нибудь установят зарплату, адекватную нашей работе. А праздник этого года мы отметим как всегда весело и с удовольствием — запаслись грамотами, сотрудники организовали много интересных конкурсов. Талантливых сотрудников у нас так много, что мы не будем лишать их возможности показать свои способности.

В. Гейзер.