Антикризисный менеджмент для городского трамвая

Прошел почти месяц со дня вступления в должность нового директора городского КТУ Эдуарда Татаренко. О персоне нового руководителя и пресса, и сами работники предприятия, откровенно говоря, знали совсем немного. А все неизвестное, как известно, настораживает и притягивает. Тем более, что на повестке дня — демонтаж, массовая реализация списанного имущества и долгожданное погашение долга по зарплате...

«Темная лошадка», или Тот, кого ждали?

Скажем прямо, неожиданному назначению предшествовал ряд необъяснимых событий, которые происходили в трамвайном управлении. «Во-первых, буквально сразу после начала демонтажа от трамвайщиков поступило сообщение, что неизвестные в опломбированном и охраняемом боксе разукомплектовали два отремонтированных трамвайных вагона. В ответ на требование провести внутреннее расследование, задним числом уволился главный инженер КТУ, а и.о. директора заявил, что уходит на больничный, - рассказывает заместитель городского головы В.Василенко. - А во-вторых, по непонятным для нас причинам руководство трампарка вовремя не смогло подготовить «регуляторку» по повышению тарифа на проезд и снять с предприятия уплату налога на землю в городской бюджет. Последний, кстати, ежемесячно составляет около 40 тысяч гривен — треть от фонда зарплаты КТУ. Отсюда вывод — прежнее руководство не могло и не хотело поддерживать жизнедеятельность предприятия. Поэтому, когда появился молодой специалист, способный принимать решения, мы дали ему такой шанс».

Знакомьтесь, новый и.о. директора КТУ Э.Татаренко.

Сам Эдуард Татаренко скандалы и сплетни вокруг своей персоны расценивает не иначе, как козни недовольных работников и бывшего руководства, чьи жалобы в прессу — не более чем месть за «жесткие и принципиальные методы антикризисного менеджмента» — единственного, по его мнению, шанса на выживание КТУ.

Любишь кататься - люби и катайся...

В своем интервью газете новый руководитель КТУ так прокомментировал состояние дел в трамвайном управлении:

- Действительно, чтобы хоть как-то продолжать работу, особенно в нынешних погодных условиях, мне пришлось заставить людей работать даже в морозы, вручную пробивать по метру обледеневший путь для трамвая и гонять его круглые сутки, чтобы никто не начал разворовывать контактные сети. В летнее время путь не был должным образом подготовлен, рельсы не были стянуты и укреплены на сложных участках. Поэтому в отдельных местах пройти по ним снегоуборочной машиной физически невозможно. Но на то оно и предприятие с особым режимом работы. Если нужно, мы работаем до упора — при этом, кстати, стараемся не нарушать норм КЗОТа, трудиться «сверхурочно» люди остаются только по желанию. Но многие, как мне кажется, от этого давно отвыкли. От этого у горожан сложилась своя примета: когда наступает зима — трамвай уходит в длительный отпуск. Пример налицо — перед новым годом управление получило компенсацию за льготные перевозки, которая была направлена, в основном, на выплату зарплаты. Затем полмесяца трамвай стоял, людей не возили, а значит, и на перечисления рассчитывать не стоит. Других источников заработка у нас нет, поэтому ставку делаем на бесперебойную работу и качественный демонтаж. Кстати, от участия в нем наши сотрудники отказываются. Одни, чтобы не работать по холоду, идут на больничный. Другие даже увольняются, лишь бы не брать ответственность за сохранность имущества на складе предприятия. Приходится привлекать временно свободных работников, в выходные дни и за отдельную плату.

Не кражи, так саботажи

- Для тех же целей в экстренном порядке приходится нанимать новых сотрудников — старым не нравится, что я с первого рабочего дня начал «закручивать гайки» в отношении дисциплины. Простите, но если предприятие неделями и месяцами не работало, а восьмерки ставились и зарплата начислялась - это было выгодно всем. И отказываться от своих претензий по задолженности зарплаты не собирается никто. Мы проанализировали события последних трех недель — как только мы прочищали путь для работы трамвая, буквально на следующий день, на одних и тех же участках, со знанием дела неизвестными повреждалась контактная сеть. Самое интересное, что никто ничего с места преступления не крал. Но работа КТУ парализовалась еще на несколько дней. И это при том, что в штате осталось настолько мало людей, что отвлечение на ремонт даже самого незначительного повреждения равносильно катастрофе.

Оптимизация во имя выживания

Как бы там ни было, свою трудовую деятельность на транспортном поприще Эдуард Татаренко намерен продолжать, несмотря ни на что. Для оптимизации ресурсов намерен провести чистку кадров: убрать с баланса незадействованных сотрудников (8 человек) с двух резервных электроподстанций, построенных для обслуживания давно ликвидированных маршрутов, и уже с 21 февраля, по примеру автобусников, отказаться от услуг кондукторов; металл, полученный в результате демонтажа 2-го маршрута, частично реализовать как готовые изделия по гораздо большей цене, увеличив доход предприятия, большая часть которого пойдет на выплату зарплаты; и, наконец, заручившись поддержкой городского руководства, таки восстановить трамвайное сообщение в Новоселовку.

Кстати, по словам Ю.Разумного, Константиновку все же согласились включить в областное финансирование для капремонта Северного путепровода: «Это, конечно, будет стоить значительно дороже, чем усиление конструкции моста без трамвайного полотна, но сохранить третий маршрут сегодня — задача №1 для города».

О.Панина.

P.S.Примечательно, что свою лепту в восстановление движения трамвая внесли и сами новоселовцы. В ходе акции доброй воли жители поселка собственноручно взялись за лопаты и расчистили часть трамвайного полотна для движения своего маршрута. Хочется верить, что отныне желание помочь городскому трамваю будет всегда выражаться не в словах, а на деле. В выигрыше от этого останутся обе стороны: и трамвай, и горожане.