Трамвайный вопрос: на грани разума и маразма

Начало нового года принесло пассажирам константиновского трамвая новый неприятный сюрприз. Жители поселка Новоселовка были шокированы просочившейся из кабинетов исполкома информацией о том, что из-за дефицита финансирования руководству КТУ предложили избавиться от маршрута №3. После чего местные активисты забросали жалобами не только городские СМИ, но и чиновников Донецкой облгосадминистрации. Как отметил заместитель городского головы В.Василенко, исполком действительно рассматривал вариант замены трамвайного сообщения этого района на более «экономное» автобусное. «Для этого необходимо было демонтировать трамвайный путь, за счет госсубвенции отремонтировать дорогу, продлить маршрут движения и усилить его дополнительными автобусами. В текущем году в местном бюджете на статью «финансовая поддержка КТУ» заложено всего полмиллиона гривен, — отметил Виктор Владимирович. — А на эти деньги, сами понимаете, поддерживать работу трамвая проблематично. Поэтому, руководству трамвайного управления было предложено донести свое видение оптимизации расходов предприятия».

Не до жиру, быть бы живу!

К слову, о доходах. Основными источниками финансирования городского трамвая (априори убыточного социального транспорта) в последние годы была помощь городского бюджета и государственная субвенция на покрытие расходов, связанных с льготными перевозками. В 2011 году, например, общая сумма, фактически выделенная КТУ, составила более 1,7 миллионов гривен. В году 2012-м сумма материальной помощи насчитывала немногим более 1,5 млн грн. А объемы финансирования, доведенные на 2013-й год, побили все рекорды. Помощь, на которую может рассчитывать константиновское трамвайное управление, — 1 миллион. Как утверждает директор предприятия Э.Татаренко, этих денег для нормального функционирования городского трамвайного парка явно недостаточно. В таких условиях долг предприятия неизбежно будет увеличиваться на десятки тысяч гривен ежемесячно, что приведет к необратимым процессам. «Сегодня мы работаем на пределе. Экономить больше, чем сейчас, в принципе невозможно: штат работников по сравнению с прошлым годом уменьшился на треть и составляет 39 человек. Если раньше мы думали, кого сокращать, то сегодня на предприятии есть две не закрытые вакансии водителей трамвая. Размер фонда чистой заработной платы приблизился к цифрам 2010 года и по месяцу составляет около 80 тысяч гривен, — рассказывает Эдуард Анатольевич. — И это при том, что все ремонты мы стараемся выполнять своими силами, ежедневный выпуск вагонов на линию составляет 3-4 единицы. Поэтому и объемы перевозок, и выручка, по сравнению с тем же 2010-м годом, выросли на честных 10%. Если бы финансовая помощь города и государства осталась хотя бы на уровне прошлых лет, предприятие смогло бы полностью закрывать суммы обязательных платежей».

Незавидные виды на оптимизацию

Итак, отказываться от третьего маршрута КТУ наотрез отказалось. Наоборот, в лютые морозы и снегопад, чтобы обеспечить его работу, едва не каждую ночь линию прочищали всем коллективом — за кайло брались даже женщины-водители. Взамен руководство трампарка предложило городу альтернативу — переход 4-го маршрута на однопутку. По словам директора трампарка Э.Татаренко, оптимизация коснется только участка Интернат-Молокозавод и никоим образом не ухудшит действующее трамвайное сообщение, даже при выпуске на линию трех вагонов одновременно, при соблюдении графика они никогда не встретятся. Зато средства, вырученные от такой оптимизации, помогут финансово «оздоровить» предприятие (к слову, на этот раз демонтаж линии руководство планирует провести хозспособом, при минимальном участии дорогостоящих подрядчиков). Недавно, например, за несвоевременную оплату обязательного пенсионного взноса за декабрь, решением суда с КТУ был взыскан очередной штраф. Кроме того, по договору «о реструктуризации» долга прошлых лет только в 2013 году предприятие должно выплатить ПФУ около 150 тысяч гривен. Правда, решить свои финансовые трудности таким способом горэлектротранспорт сможет лишь в том случае, если проект реконструкции трамвайной линии на одной из ближайших сессий поддержат депутаты городского совета...

Подготовила О.Панина.