ДОМОФОН - НЕ РОСКОШЬ, НО МОЖНО СЭКОНОМИТЬ…



В этой невыдуманной истории автор пришел к выводу на основе своего жизненного опыта: домофон — не роскошь, но платить и за себя, и за родственника стало дорого, а приостановить услугу обойдется дешевле. К сожалению или к счастью, но подобные ситуации теперь коснулись очень многих читателей, которым тоже полезно будет узнать, как грамотно и разумно действовать, решая подобные проблемы.

В самом начале сюжета все складывалось нормально. Несколько лет назад у нас в подъезде был установлен домофон, в квартире тоже. Но в нынешних реалиях цены за коммуналку постоянно растут. Организации шлют угрожающие письма, мол, срочно погасите долги, а иначе будет их взыскание через суд. И такими письмами «счастья» заваливают многих соседей, а подобные бумаги открыто пылятся на крышке почтового ящика, оказавшись «доступным чтивом» для других. По поводу возможного взыскания. Думаете, нами манипулируют, чтобы выманить деньги? Не совсем так. Действительно, во время карантина юридически нельзя взыскивать долги, но ведь этот карантин рано или поздно должен закончиться. При этом сейчас существует упрощенный порядок такого взыскания при помощи судебного приказа. В принципе это может произойти настолько быстро, что и глазом не успеете взглянуть в почтовый ящик. А если захотите сразу же обжаловать злополучный судебный приказ о взыскании долга, то это снова в копейку влетит: придется выложить около тысячи гривен за оплату так называемого судебного сбора. Такие новшества Закона «О судебном сборе» вот уже не один месяц «радуют» наших граждан, которым постоянно государство твердит на каждом углу о проводимой судебной реформе и доступности правосудия. Как бы не так…

Вобщем, замкнутый круг получается! И если без эмоций чисто рационально обдумать эту ситуацию, то понимаешь, что дешевле и проще будет отказаться от услуг домофона. Однако на практике не все так просто, как хотелось бы. Отказаться можно не навсегда, а на определенный период. Потому как однажды став клиентом и пользователем домофона, человек попадает в определенную зависимость. Теоретически, конечно, навязывание любых услуг потенциальному и конкретному потребителю прямо запрещено, об этом четко сказано в профильном Законе «О защите прав потребителей». Однако в реалиях есть еще так называемая практика применения законодательства, как нередко можно услышать из уст чиновников и юристов. Не говоря уже о том, что Законы в жизни часто нарушаются. А зависимость от домофонных услуг банально простая: ключи на магните для входа в подъезд выданы каждому жильцу многоквартирного дома, без этого в подъезд просто не попадете.

Проблема есть: зри в корень!

Как можно относиться к тому, что домофон по договору оформлен на вашего родственника, проживающего с вами по одному и тому же адресу, а бремя платить по факту возлагается на вас? Человек находится 3 месяца дома, а потом столько же времени за пределами родного государства. Получив недавно угрожающе-предупреждающее письмо о том, что надо срочно погасить долг за домофон, иначе взыщут его принудительно со всеми вытекающими «дополнительными начислениями», и при этом будут продолжать начислять ежемесячную абонплату, терпению автора уже пришел конец. Как говорится, просто накипело! Тогда, посоветовавшись с семьей, решил покончить с этой проблемой.

Позвонил в офис, дождался ответа оператора, поинтересовался возможностью приостановить услугу.

— Для начала Вам нужно полностью погасить долг 288 грн. за период этого года, и затем можно приостановить предоставление услуги. Приезжайте с квитанцией об оплате и будем решать вопрос, — услышал ответ сотрудницы домофонной организации. Впрочем, исходя из простой арифметики 32 грн. абонплаты в месяц, не имея бухгалтерского образования и опыта, мы подсчитали, что сумма долга на 14 июля составила 224 грн. А еще до сих пор помню, как сотрудница той фирмы в телефонном разговоре пыталась переубедить: стоит ли этим заниматься, мол, что это нам даст, 100 гривен экономии, и столько же потом придется заплатить за подключение домофона. Умелая игра слов, как способ скрытой манипуляции? Вполне возможно.

А интереснее и веселее было в офисе домофонном. Туда автор очень спешил попасть на общественном транспорте, преодолевая расстояние из одного конца города в другой, и все-таки успел без опоздания. Потому что предоставители услуг жестко проинформировали: кто опоздает, тот не попадет на прием. Таков «удобный» и «доступный» сервис во время карантина. Кстати, записаться на прием пришлось за 10 дней наперед. Во время очередного телефонного разговора автор сделал акцент на том, что готов погасить долг, но только за фактический период предоставления услуг. На что услыхал контраргумент: по условиям договора предусмотрена предоплата 96 грн. за квартал. Но, судя по интонации, сотрудница все-таки согласилась с позицией клиента.

Приостановление…

Уже непосредственно в офисе автора ожидал приятный сюрприз. Комфортный стол со стулом, вежливое и ненавязчивое обслуживание. Представительница организации уточнила, на какой период буду писать заявление о приостановлении услуг, до конца этого года или еще дополнительно на первое полугодие 2021-го. Сразу посоветовавшись с семьей, написал 2 таких заявления: до конца 2020-го и на 6 месяцев 2021-го.

А знаете, что потом особенно впечатлило? Увиденное автором чем-то напомнило сценку из гоголевского «Ревизора». Поразила до глубины души целая подборка огромных папок, красиво и довольно креативно расставленных не хуже, чем в современной библиотеке. Все они аккуратно и сдержанно стояли друг за дружкой, словно 12 месяцев из сказки. И всех их объединяло одно общее название, выложенное огромными буквами: «ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ…»

Тогда уж окончательно прочувствовал новые реалии жизни, которые коснулись многих из нас, такое ощущение, будто бы облился холодным душем. И стало ясно, до чего этот карантинный кризис людей довел. Экономить пришлось на всем. Многим, возможно, и есть нечего, а не то что за коммуналку платить, не говоря уже о домофоне. Кстати, это вполне простое и понятное каждому право потребителя — временно отказаться от услуг — оказалось не так уж просто применить на практике.

Несколько лет назад экономически жилось легче. Доходы были больше, а тарифы меньше. Родственник, оформивший тогда на свое имя договор на домофонное обслуживание, не придал особого значения этому пункту договора о предоплате на 3 месяца вперед. Да и тогда, честно говоря, во время массовой «домофонизации» подъезда, все надеялись на сервис, комфорт и дополнительную безопасность. И потому согласились на эти условия.

Зато теперь автору сюжета пришлось потратить личное время и деньги на проезд, оплатить за родственника долг, комиссию банка.

Одним словом, бесконечная морока и моральные страдания. И все-таки, теперь понимаю, что эти усилия того стоили. Честно говоря, в поездке к домофонщикам, готов был озвучивать аргумент о возможности писать обращение в госорганы. Имел на руках чек об оплате, что необходимо в первую очередь при подаче жалобы. Но, к счастью, в главное управление Держпродспоживслужбы области писать не пришлось. Проблема, с Божьей помощью, как-то разрешилась. Как мне дома с улыбкой было сказано, все-таки «выторговал» у фирмы кое-что: заплатил не 288 грн. за 3 квартала вперед, а 224 за фактически предоставленные услуги. Впрочем, за полмесяца переплатил. А, знаете, красиво переубеждать там умеют. Рассказывала та девушка, что наша переплата, если бы она была, никуда бы не делась, и потом бы эти деньги засчитали в будущую абонплату. Но как-то уж верится теперь с трудом. Особенно после увиденной вереницы папок с ошеломляющим заголовком «ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ…». Помню, как несколько лет назад с таким огромным шрифтом пугали мою знакомую представители одного коммерческого банка. Тогда писали ей так: «ОСТАТОЧНА ВИМОГА СПЛАТИТИ» за сумму долга по кредиту, которая из реально существующих 4 тысяч «превратилась» по подсчетам коллекторов в 28 тысяч гривен. Еще и выделяли черным шрифтом эту нехилую арифметику. Так что манипулирование нашим восприятием, четко не прописанное в Законе «О защите прав потребителей», используют на практике очень даже активно и умело. И мягко, и жестко, и любыми способами во имя достижения своей финансовой цели, т.е. выгоды.

Честно говоря, надеюсь, что некоторое время теперь после отключения домофона будем жить спокойнее. Просто надоело без конца срываться и подходить к этой трубке, отвечая на звонки посторонних людей, еще и платить за это удовольствие немалые деньги. Как в народе говорят, нашим салом нам же в морду? Ведь это есть наше право на личную жизнь. Не так ли?

И все-таки, потраченные автором деньги на погашение общего долга и время на переговоры, походы в банк, поездки и не только ушли в прошлое не зря. Ведь эти действия нацелены на будущее. Во время визита в компанию уже никаких дебатов не было. Спасибо за понимание.

К слову, нашим дорогим и внимательным читателям хочу посоветовать в подобных ситуациях не теряться, а набраться терпения, найти время и побороться за свои права. Ведь и родственники, совместно проживающие, согласно норм Жилищного Кодекса Украины обязаны поровну нести расходы по различным коммунальным услугам, а не пытаться взвалить оплату за себя любимого на другого человека, чтобы тот «выруливал» проблемными тропами жизни. Ведь право еще по выражению древних римлян подразумевает высшую меру справедливости, когда законы должны быть просты и понятны каждому. Да, так оно должно быть в теории государства и права. Однако в реалиях наука и жизнь не всегда совпадают. Но есть их общие черты, к чему мы стремимся.

Вот и пришел автор к выводу на основе своего жизненного опыта: домофон — не роскошь, платить за это стало слишком дорого, но приостановить услугу дешевле.

Леонид Гапеев, юрист.