Паевое участие, или Очередной лохотрон от исполкома

Иначе, чем новой схемой лохотрона, проект будущего решения городского совета «О паевом участии заказчиков строительства новых объектов, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, упорядочения существующих объектов градостроительства, расширения и технического переоснащения предприятий в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города Константиновки» трудно назвать. Опубликован сей странный документ был еще 15 января текущего года в № 5 газеты «Знамя индустрии». Однако, с уверенностью можем утверждать, что по сей день ни одна душа, в чей адрес была адресована данная публикация, так и не смогла принять участие в обсуждении очередного смертельного приговора.

Все идет по плану, но без генплана


В преамбуле Положения «о паевом участии» указано, что оно разработано на основании Законов «О местном самоуправлении» и «О планировании и застройке территорий» (кстати, генерального плана застройки, как неоднократно заявляли городской голова и архитектор, в городе не было, нет и не будет). В указанных законодательных документах, конечно, есть ссылки на то, что городские власти могут реконструировать, реставрировать или строить новые объекты не только за бюджетные, но и за привлеченные со стороны деньги, — например, частного капитала. Но взамен, люди, причастные к такому долевому «сочувствию», получают от города определенные выгоды. Например, при совместном строительстве моста пайщики могут получить право на участие в освоении бюджетных денег, на содержание объектов инфраструктуры на территории строящегося объекта, первоочередное право покупки прилегающих к нему земельных участков для размещения на них своих объектов и т. д. В городском варианте положения «о паевом участии» такие выгоды не предусмотрены.
 

Все в кассу!


Оказывается, действие этого нестандартного «Положения» распространяется на заказчиков всех форм собственности, которые осуществляют строительство объектов жилищно-гражданского, производственного и непроизводственного назначения (кроме госзаказа, жилфонда социального назначения и объектов, сооружающихся взамен поврежденных или разрушенных стихией). Выходит, что тот, кто решился что‑либо построить в городе, должен за большое человеческое спасибо отдать дядькам из исполкома от 5 % до 10 % от лично вкладываемых в собственное строительство средств?! Есть в шкале поборов минимум и максимум, а значит, потенциальный плательщик будет просто вынужден скрывать истинные суммы сметной стоимости строительства и давать взятки тем же городским чиновникам, чтобы снизить долю своего паевого участия непонятно в чем.
 

Паевое участие или налог на строительство?


Статья 1 ЗУ «О системе налогообложения» гласит: «Изменения и дополнения к этому Закону, других Законов Украины о налогообложении относительно оказания льгот, изменения налогов, сборов (обязательных платежей) и механизма их оплаты вносятся в этот Закон не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года. Это правило не используется в случаях уменьшения размера ставок налогов, сборов…», следовательно, все другие законы Украины «о налогообложени» должны соответствовать его принципам. Зачем же рассматривать такой документ, если по закону вступить в силу он должен только с начала 2010 года? В противном случае, его нужно было принять и опубликовать еще в июле прошлого года. Ведь на самом деле, предложенный «проект» решения, который власти пытаются замаскировать под словом «Договор» — ни что иное, как прямой или косвенный налог на всех субъектов строительства. На фоне сумм, которые маячат перед исполкомом от паевого участия частного капитала — 500000 гривен, выделяемых из городского бюджета на капстроительство и ремонты городской инфраструктуры, выглядят каплей в море.
 

У ОКСа появились новые преимущества


Как ни странно, в п.3 того же «Положения» сказано, что определять сумму этого самого участия и заключать соответствующий договор о паевом участии заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города должен ОКС городского совета. Но насколько нам известно, в структуре аппарата городского совета отдела капитального строительства вообще не существует, поэтому, на каком основании будут выполняться вновь возложенные на него функции, — неизвестно. А потому, надо быть трижды дураком, чтобы с каким‑то там ОКСом или Моксом чего‑то там согласовывать, а тем более торговаться о сумме своего паевого участия непонятно в чем. Согласно пункту № 5 полученные от этой договорной кампании средства зачисляются на счет целевого фонда городского бюджета и используются на создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города исключительно на основании решений городского головы. Других распорядителей в документе не указано.
 

Архитектура лезет в карман ГАСКа?


В пункте № 4 этого же Положения определено: «отделу архитектуры и градостроительства горсовета согласовывать проектную документацию на объекты градостроительства после заключения договоров с заказчиками о паевом участии…», что сильно смахивает на превышение полномочий и злоупотребление властью. Ведь функции согласования проектной документации на строительство в полномочиях отдела архитектуры и градостроительства не предусмотрены, в отличие от донецкого управления ГАСКа. Очень смешно выглядит и п.2.1.3., предусматривающий возможные нарушения благоустройства города при проведении земляных работ. Если читать между строк, то при наличии указанного договора о паевом участии, на все виды нарушений во время строительства исполком будет просто закрывать глаза. Нет, не просто, а за деньги вашего же пая.
 

Город отпугивает последних застройщиков


Необычно выглядит и соус, под которым деятели от городского совета хотят залезть в карман владельцам строительства в нашем городе. У нас не финансовое Эльдорадо, и сегодня на его территории больше разбирается, чем строится. Выходит, что городскому совету предлагают одним решением отпугнуть последних инвесторов? Ведь под всей шелухой и благовидными аргументами кроется единственное желание городских властей внаглую собирать деньги с мелких и средних строителей. Не учли они только один момент: если заказчик этого самого строительства не захочет иметь дела с местными мошенниками от власти, то никакой силой и никаким решением городского совета не удастся заставить его это сделать.
 

Не поддавайтесь на провокации


Совет всем, кому будут предлагать подписать подобную бумагу путем «выкручивания рук» или нашептыванием на ухо «так надо», потому что вам не подпишут или не оформят документы: не подписывайте никаких договоров, так как это обычный развод на деньги. Ведь умные люди сначала оформляют землю, а уже потом строят на ней все, что им нужно.

P. S. Хотя в тексте проекта и прилагающемся к нему договоре не указаны авторы этого шедевра чиновничьей изобретательности, встретиться с ними лицом к лицу всем заинтересованным все же представится возможность. Обсуждение этого «хлебного» для бюджета договора, согласно объявлению в СМИ, состоится в здании городского исполкома 5 февраля, в 14.00.

Подготовили О. Панина, С. Стещенко.