Первая ласточка медреформы

Политологи говорят, что, несмотря на планируемые на День независимости 24 августа в Донецке массовые акции протеста, местной оппозиции пока не удастся поднять на это большое количество народа. Однако, как считают эксперты, уже в ближайшее время к митингам и демонстрациям могут присоединиться пострадавшие от реформ люди предпенсионного возраста, предприниматели и медики. При таких условиях протестные настроения в Донецкой области могут приобрести уже массовый характер.

И, как первый сигнал предстоящих медицинских проблем, на прошлой неделе власти Константиновки и района получили из Кабмина «Расчетные показатели расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов на 2012 год» в которых от всех отчислений на медицину городу и району оставляют всего 34%.

«Вот так реформа. Так куда же мы все-таки пилотируем?» - высказал свои опасения по начавшемуся пилотному проекту в медицине на аппаратном совещании председатель райсовета А.Оносов. Первый зам. председателя райгосадминистрации С.Ивахнин разделил эти волнения и заявил, что нужно по этому «обрезанию» срочно направить письма в Кабмин и Минфин, выразив «стурбованість» этим шагом, т.к. может быть нарушен сам принцип реформы – улучшение качества медобслуживания.

В личной беседе Сергей Петрович объяснил, что, в принципе, считает переход на запланированную трехуровневую систему медобслуживания делом хорошим и давно назревшим. Но его настораживает первый финансовый шаг, который сделал Кабмин.

«На период реализации пилотного проекта (3 года — ред.) правительство имеет право изменять распределение расходов на охрану здоровья между местными бюджетами пилотных регионов, - рассказал С.Ивахнин. - Это позволило Минфину дать нам расчетные показатели вместо ожидаемых 8 млн — 3,5 млн грн. Это уже не слова, а определенный документ. Хотя это и проектные цифры, но мы все же считаем, что нельзя всех стричь под одну гребенку и оставлять всем городам и районам области по 34%. Каждый район, каждый населенный пункт такие разные, что из Киева невозможно определить — кому и сколько надо на медицину. Поэтому в своем письме мы предлагаем правительству дать возможность местные бюджеты распределять обладминистрациям, где хорошо знают нашу базу и проблематику. А так получилось, раз будет медицина трехуровневая, а нижний (первая медицинская помощь) - наш, то нам на треть все и урезали. Если все так и останется, то мы к нашим 26 фельдшерско-акушерским пунктам просто добавим еще 10, превратив в ФАП все наши амбулатории и больницы. Плюс мобильная бригада врачей. Какое же это реформирование ради улучшения?»

Кстати, буквально на днях зам. главы администрации Президента Ирина Акимова так сформулировала начало медреформы: «Планируется создание центров первичной медпомощи (с разветвленной сетью амбулаторий семейной медицины и госпитальных округов с учетом реальной потребности населения в специализированной медпомощи), обеспечение возможности свободного выбора пациентом врача первичного звена. Будет создана общегосударственная система экстренной медпомощи, обеспечена подготовка медицинских кадров по наиболее дефицитным специальностям, прежде всего семейных врачей по госзаказу».

Вот и губернатор А.Шишацкий вторит Акимовой: «Основной принцип реформирования скорой медицинской помощи – «Не навреди!» Эта концепция не предусматривает закрытия ни одного подразделения «скорой помощи». Наоборот, дополнительно будет открыто порядка 50 мест базирования подстанций. Помощь должна быть квалифицированной и быстрой. Есть потребность в кадрах, и мы будем обращаться в Минздрав, чтобы временно прекратить распределение выпускников Донецкого медуниверситета в другие области в ущерб Донетчине и начать массово направлять их в населенные пункты нашего региона».

На аппаратном совещании в райгосадминистрации руководители района вместе с присутствующими представителями ЦРБ рассказали, что уже в ближайшее время вызывать скорую помощь надо будет со специализированного диспетчерского пункта, единственного на регион, где будет установлена навигационная система определения самого близкого к источнику вызова места нахождения этой бригады. Т.е., например, если вызов пришел из села, расположенного в Константиновском районе, но рядом с Часов Яром, то приедет часов-ярская бригада. «Как бы не было проблемы потом искать — куда больного увезли», - шутя, заметил А.Оносов.

Начальник финансового управления горисполкома Т. Куклис была немного удивлена нашим вопросом о негативных последствиях, которые может ощутить Константиновка после такого «обрезания на 1/3» в начале медреформы: «На прошедшей недавно коллегии в обладминистрации нам объяснили, что волноваться нечего, недостающая часть нам вернется субвенцией. Нам довели, что 34% нам дают на полгода реорганизации. Т.е. мы будем все финансировать, как и раньше, из доходной части бюджета, а если чего-то не будет доставать, то область добавит. Но и это только контрольные цифры. Проект Бюджетного Кодекса все равно будет рассмотрен в комиссиях, на сессии Верховной Рады в первом и втором чтениях».

Итак, отмашка медицинской реформе сделана и будем надеяться, что большинство нуждающихся в лечении доживут до лета 2012 года, когда должна завершиться первая часть реформирования — созданы центры первичной медицинской помощи. Тем более хотелось бы, чтобы все дотянули до середины 2014 года, когда опыт над Донецкой, Винницкой и Днепропетровской областями закончится и начнется реформирование всей Украины. Вот тогда мы будем по здравоохранению «на коне» по сравнению с остальными областями.

В.Березин.