Воспитать будущего Мастера

Анатолий Степанович Чуб человек немногословный, если и рассказывает что‑то, то только о победах своих питомцев. Но однажды удалось таки его разговорить, поведал он историю о том, как провожал своего учителя, китайца Фи Ба Ли:


 
Будущий мастер единоборств Даниил Добудько (справа)
оттачивает технику боя.

— 1993 год, в Москве в аэропорту ждем вылета. Время было тяжелое, да и настроение в ту минуту не лучшее, и я сказал, что, наверное, оставлю тренерскую работу, тем более жил тогда в Дружковке, а там и так много очень хороших тренеров. А учитель мне говорит: «Ты не можешь уйти, пока не воспитал своего Ученика». — «Но где мне взять такого Ученика?» — спросил я своего Мастера. — «А брать его нигде не надо, — отвечал Мастер, — он сам к тебе придет». И ведь пришел, кажется!

С тех пор прошло много лет, Анатолий Степанович создал собственную школу Восточных единоборств, вывел в люди не одно поколение спортсменов.

— Не то чтобы все это время прошло без побед, выигрывают ребята много. Но чтобы отыскать будущего Мастера, нужно, чтобы обнаружились качества, которые даны изначально и видны уже в самом раннем возрасте.

Есть маленький человечек среди учеников, к которому он пристально присматривается: что‑то уже вырисовывается. Зовут его Даниил Добудько и ему всего семь лет.

До начала тренировки мальчишки, как ни в чем не бывало, гоняют по спортзалу мяч, играет и Даня. С первого же взгляда видится, что перспективный ребенок — отнюдь не маленький угрюмец, а чуть ли ни самый веселый и шумный парнишка в компании сверстников. Занимается восточными единоборствами с четырех лет, несмотря на нежный возраст, уже многого достиг — выиграл Кубок Украины, победил в своей подгруппе на турнире «Тигры татами».

Второклассник Даниил в силу малых лет пространных интервью давать еще не научился, смущается и не понимает, отчего это к нему лезут с расспросами. Учится он хорошо, ниже «восьмерки» оценок в школе не получал, а из предметов больше всего любит математику. Единоборства ему так нравятся, что даже синяков и травм не боится, главное — соревноваться. На всякого рода первенства он ездил уже шесть раз и получил пять дипломов, но больше всего радуется медалям.

— Даниил никогда не пропускает тренировки, всегда приходит самый первый, — объясняет Анатолий Степанович. — В своей подгруппе он, пожалуй, лучший в Украине. Это и коллеги на соревнованиях отмечали, это выясняется в поединках. Бои — это отнюдь не «балет», в таком возрасте не все еще знают и выполняют «высокие» удары, а Даниил это делает. Как говорится, дай Бог не сглазить, да он и не даст себя сглазить, он серьезный спортсмен. Восточные единоборства это сначала великая философия и склад личности, концентрация энергии, и лишь потом отточенная техника и удары. И еще — усердие, много-много усердия, и оно, пожалуй, самое главное. У него есть все это, и еще, он всегда задает вопросы, наверное, как никто из ребят. Тренируются они все вместе, но Данила я оставляю и после тренировок, назначаю дополнительные занятия. С ним интересно не только работать, но и общаться, у него хорошее чувство юмора. Даже по дисциплине, имеется в виду в технике работы, он хорош, к нему практически нет замечаний. Вот такая маленькая личность, нацеленная на победу. На последних соревнованиях даже с татами уходить не хотел, все ждал, когда же кубок давать будут. Правда, мы кубок так и не получили, он дается команде как минимум из пяти спортсменов, а мы столько не выставляли. Следующий этап — чемпионат Украины. Участвовать от нашей федерации могут три человека — те, у кого есть разрешения. Это обязательно должен быть владелец определенного пояса. Среди них и Даниил, у него синий пояс, для его семи лет это хороший результат.

— Отношения учитель-ученик дело непростое. Я достаточно строг, но не потому, что я учеников не уважаю. Я всех их люблю, но это принцип воспитания в единоборствах. Учитель мой мне рассказывал, какие у них приняты строгости, бывает, и палками бамбуковыми наказание получают. А у нас самое страшное наказание, — когда отправляю кого‑то в раздевалку, чтобы посидел там, подумал, похлюпал носом. Правда с Даниилом не помню, чтобы такое было, он полностью занят тренировкой. Связь учителя и ученика остается, наверное, на всю жизнь, мы поддерживаем контакты со многими ребятами. Некоторые уже перестали быть спортсменами, но в душе остались моими учениками. До сих пор встречаемся, уже вроде бы и поклона не надо, можно просто поздороваться, а они кланяются.

Мама Дани на вопрос, — почему так рано родители отдали сына на каратэ, ответила, что его в любом случае надо было отдать в спорт, очень уж активный ребенок растет, а каратэ у нас — на очень хорошем уровне.

— Крошкой Даня проявил все задатки маленького забияки, — говорит Марина, — так что спорт в этом отношении помог направить его бурную энергия в нужное русло. Секция и школе не помеха, учится он прилично и все успевает — и уроки выучить, и с друзьями поиграть. Весной даже пытались с ним поступить в музыкальную школу на класс гитары, но по конкурсу не прошли — он в этом году был как в престижный вуз, по четыре человека на место. Но сын не слишком расстроился, все-таки главный его интерес — каратэ.

О сыне мама Даниила говорила с гордостью, а через несколько дней засомневалась, начала опасаться, как бы докучливое внимание не оказалось вредным для ее одаренного, но все же еще маленького, ребенка. Сам Анатолий Степанович говорит, что соблазн некой заносчивости время от времени возникает у некоторых его ребят, хотя пока таких последствий для Дани не опасается.

— Я целенаправленно вырабатываю в учениках скромность и уважение к другим, — объясняет учитель. — Это очень важно, какая‑либо гордыня для нашего спорта неприемлема, люди тут и так очень много знают, обязаны бороться с искушением применять свои навыки где‑либо, кроме спортивного зала. Бывало за эти годы всякое. Вот история — парень, уже именитый спортсмен, ударил своего соученика, за что и был наказан — при всех выставлен из зала, а мне пришлось перед администрацией извиняться лично. Кое с кем по тем же причинам вообще пришлось расстаться. Когда нарушаются принципы сохранения человеческого достоинства и уважения, то медали и дипломы в счет не идут. Этого мы придерживаемся строго, а я для наглядности свои дипломы или награды ученикам не демонстрирую. Совершенствоваться приходится всю жизнь, и я ведь тоже не только учитель, но и ученик по сегодняшний день. И роль последнего иногда мне нравится больше.

В. Гейзер.