И «бедный водитель» замолвил слово...

Это было странное собрание, больше напоминающее то, что происходит в наших маршрутках, когда туда садится льготник и пытается проехать бесплатно. Примерно в таком же — «нервно-паралитическом» стиле. И было это совещание как раз по вопросу работы пассажирского транспорта.

30 января 15 крепких мужчин (представители общественных организаций — чернобыльцы, афганцы, «Просвіта» и др.) встретились с одной женщиной — инспектором по транспорту управления ЖКХ Н.Мартыничевой. Таких сборов в истории работы горисполкома было много, но, кажется, здесь впервые на встречу пришел сам его величество — ВОДИТЕЛЬ. Это перевозчик А.Роженко привел с собой (чтобы помог отбиваться?) бригадира своих водителей.
Вначале выступили общественники — они клеймили позором перевозчиков за то, что те, получая дотации из бюджета, все равно не хотят возить бесплатно льготные категории граждан. Назывались официальные цифры — всего 2 млн грн. получили все перевозчики за 2012 год, из них на долю А.Роженко пришлось 927 тысяч гривен. Н.Мартыничева вывела простую формулу: «Если полученные деньги разделить на 2,50 грн., затем на количество автобусов и дни в году, то получается, что государство оплатило в одном автобусе в день проезд 60-ти льготникам». Водителя и перевозчика это устроило, а вот общественников — нет. Они стали требовать выполнения Закона, оговаривающего бесплатный проезд всех льготников. Вплоть до перекрытия дорог, вплоть до писем мэру и жалоб в Верховный Совет. Мало того, общественники требовали за каждый случай отказа наказывать водителя штрафом, о чем говорит Закон о транспорте. «Но для этого надо обращаться не к нам, а в автомобильную инспекцию в Донецк», — отвечала Н.Мартыничева.

И тут «на арену» вышел водитель: «Это все трава зеленая, мы это бла-бла-бла уже неоднократно слышали. По правилам – у меня для льготных категорий определено место, где они должны сидеть. Кто нибудь вставал и место им уступал? А если водителю на требование показать удостоверение говорят – «Чтоб ты с..., перевернулся!». Это нормально? Как можно нормально общаться? Давайте сделаем шаг назад и разберемся со всем этим. Нам за льготчиков же не полностью заплатили».

В ходе встречи были высказаны жесткие предложения не только по льготной перевозке: «Надо заставить перевозчиков выполнить Закон о транспорте в части объявления остановок, предоставления билетов, вывешивания номера маршрута не только впереди, но и сзади автобуса» и т. п. Иногда свои «5 копеек» вставлял водитель, рассуждая о том, что пассажиры гадят, а водители убирают и, в конце концов, водители тоже люди — у них по 2-3 человека в год с инфарктами «скопычиваются» от психологических перегрузок». «У всех инфаркты», — хладнокровно среагировала общественность.

И самого перевозчика, на замечания по нарушению графика движения, прорвало: «Зачем выводить машины после 20.00, возить же некого! А куда людям ездить, ведь большинство магазинов закрываются!». Но его аргументы потонули в возмущенных возгласах.

Много чего еще было сказано (скорее выкрикнуто) на этом совещании. Как ни странно, но находились и общие точки соприкосновения, например, — протест против бесплатного проезда сотрудников правоохранительных органов, а особенно группами по 10 человек в машине. А также поездки по «левым» документам (на что планируется акция с УтиСЗ, которые будут сразу по компьютеру проверять достоверность данных). Однако, главная задача, которая изначально задумывалась — назвать конкретные замечания по работе транспорта за месяц и меры, по ним принятые, — так выполнена и не была. А жаль — только тогда такие встречи были бы продуктивны.

Но захочет ли исполком и Н. Мартыничева через месяц опять всех собирать для подобных «совещаний», сказать трудно. Одно вселяет надежду — в исполкоме стали появляться водители и вместе со всеми вникать и искать выход из положения. Да и самим чиновникам возможность такого общения предоставляется не часто. Поэтому Надежда Александровна воспользовалась этим и в заключение встречи сказала: «В присутствии всех, прошу водителя донести до своих коллег то, что льготную категорию вы обязаны провозить. И если человек настаивает на этом – не вступайте с ним в пререкания, а молча пустите и все. Конечно, не все водители выгоняют льготников. Но наши старики заработали право ездить бесплатно. Это не обсуждается!».

В.Березин.