Послесловие к интервью

Интервью с афганцем Дастагиром Валехелем

Родом из Кабула. Послесловие к интервьюТрагедия афганской войны (1979-1989 гг.) нашим обществом еще не осмыслена. В советских терминах сделать это трудновато, там сами слова, типа «интернациональный долг», или «братская помощь», или «третий определяющий год пятилетки», лишь фальсифицируют истину. Там много пафоса, а он всегда скрывает чей-то интерес. Пафос политики памяти в позднем Советском Союзе — «никто не забыт, ничто не забыто» — маскировал системный идеологический кризис советской системы.

Хватает пафоса и вокруг афганской темы. А если без него?

Без афганской войны невозможно представить себе распад СССР в 1991 году. В одночасье не только США и их союзники ввели против СССР режим санкций, усилили градус «холодной войны», развернули создание СОИ («космические войны» перестали быть фантастикой), отказались от участия в московской Олимпиаде и т.д. Но и страны «третьего мира» качнулись в сторону поддержки США и борющегося против советской агрессии афганского народа. Здесь не только прямые поставки оружия афганским моджахедам из социалистического Китая, но и решение арабских нефтедобывающих стран увеличить добычу нефти, с целью обрушить мировые нефтяные цены до $8-9 за баррель. В итоге, во второй половине 1980-х СССР не только потерял «нефтедоллары», но и вынужден был продавать нефть по ранее заключенным контрактам себе в убыток.

На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около $800 миллионов. На содержание 40-й армии и ведение боевых действий — около $3 миллиардов.

Более-менее приемлемый уровень жизни в СССР держался за счет «нефтедолларов». На них закупали зерно для животноводства и потребительские товары для населения. «Нефтяной удар» арабских шейхов, — автором идеи был советник американских президентов Збигнев Бжезиньский, сделал СССР неплатежеспособным.

Надо было выбирать. Карточная система распределения продовольствия, резкое падение жизненного уровня в СССР, или кредиты «под перестройку» от США. Что выбрал Горбачев, мы знаем...

И не надо сейчас говорить, что советский народ согласился бы жить без мяса и кроссовок, джинсов и видеомагнитофонов, и многого другого. Список бесконечен.

Афганская война стала не только одним из факторов, сделавших распад СССР неизбежным. Она не закончена. На момент вывода советских войск потери СССР были 15 тысяч (приблизительно), реально — 26 тысяч. Потери афганского народа превысили миллион. О войне партизан против регулярной армии у нас на опыте той же Белоруссии 1941-1944 годов писано-переписано...

Афганистан был до советской агрессии может и не богатой страной, но мирной и преимущественно сельскохозяйственной. За время советского присутствия, Афганистан превратился в наркопроизводителя мирового масштаба. А КГБ, используя армейские каналы, организовал переброску «дури» в Европу. «Холодная война», понимаешь... Что-то начало оседать и в СССР.

Эта война уже не закончится, и афганская «дурь» будет все находить и находить свои жертвы на просторах бывшего СССР. Посчитать этих погибших, эти сломанные судьбы, слезы этих матерей, я не в состоянии.

Вместо советской армии, в Афганистане американская сейчас. «Дури» местные меньше производить не стали. А вот поставки обеспечивают американские «Старлифтеры» вместо советских «Тушек». Наркотики — это бизнес разведок и фактор геополитики. Опиумные войны Англии в Китае помните?

И еще одно соображение. Организации воинов-афганцев активно начали создаваться в СССР в 1988-1989 годах. Тогда среди «афганцев» было достаточно широко распространено настроение, наиболее ярко выраженное в письме одного из них в «Комсомольской правде»: «Знаете, если бы сейчас кинули по Союзу клич: “Добровольцы! Назад, в Афган!” — я бы ушел... Чем жить и видеть всё это дерьмо, эти зажравшиеся рожи кабинетных крыс, эту людскую злобу и дикую ненависть ко всему, эти дубовые, никому не нужные лозунги, лучше туда! Там всё проще».

Различные политические силы все последующие годы пытались использовать молодых ветеранов как социально активную категорию населения в своих интересах. Конфликтующие стороны во всех межнациональных конфликтах вербовали ветеранов в ряды боевиков. Многие из них вступали в организованные преступные группировки.

Не остались в стороне и ЦК КПСС, советское правительство. Они приняли ряд постановлений об увековечивании памяти павших воинов-афганцев.

В условиях разваливающейся страны, начала армяно-азербайджанского вооруженного конфликта, парада суверенитетов прибалтийских республик, ветеранские организации «афганцев» могли показаться тогдашним руководителям страны едва ли не последним резервом в случае развития событий по сценарию военного подавления перестроечного разномыслия.

Не буду гадать. История сложна и однозначному толкованию поддается не всегда. Но когда я слышу в современных материалах об «афганских» ветеранах отзвуки старой советской помпезности, мне становится не по себе. Для меня это звуки неизжитого прошлого.

И.Бредихин, преподаватель истории КПЛ.