Не скудеет рука дающего и не усыхает рука берущего...

Пенсионер Сергей Антонович, хозяин домика на Красном Октябре, рискнул пойти не в ногу с тысячами горожан, добивающихся жилищных льгот, а обойтись без таковых.

— В прошлом году дедушка пользовался субсидией, — рассказывает его родственница, Лариса Анатольевна. — Однако нормы потребления газа он не исчерпал. Так что в конце сезона субсидию с него сняли и заставили доплатить около 200 грн. образовавшегося долга. В управлении труда и соцзащиты сказали, что так и положено по правилам. Получается, если бы он впустую палил котел при открытой форточке, как его соседи, то был бы с субсидией. И с такими идиотскими правилами мы говорим о каком-то энергосбережении и экономии ресурсов. На улице не вывозится мусор, хотя дед за него платит и получал субсидию. То есть «Коммунтранс» получает компенсацию за то, чего не делал. Я спросила социнспекторов: вы их контролируете? Говорят, да, они подают в управление справки об оказанных услугах. А если они врут?.. Когда мы оформляли дедушке субсидию, целая комиссия тщательно обследовала, насколько старые у него телевизор и обстановка. Говорили, мы только своим глазам верим. А коммунальщикам, выходит, верят на слово? В общем, в этом году дед от субсидии отказался, платит за газ больше, зато меньше хлопот с бумагами.

Как следует из названия службы — управление труда и социальной защиты населения, — эта структура, являясь распорядителем государственных средств, может быть хорошим рычагом защиты населения в вопросе полноценности предоставляемых коммунальных услуг. Ее клиенты — десятки тысяч горожан, и именно она ведает вожделенным коммунальщиками возмещением затрат по жилищным льготам и субсидиям. Речь идет о миллионных суммах. Например, в прошлом году по субсидиям начислили 15,3 млн гривен, по льготам — более 11 миллионов.

Однажды городское управление, тогда еще под руководством Г.Небогатиковой, воспользовалось данной властью и организовало при помощи горячей телефонной линии тотальный сбор информации об объемах и качестве услуг у своих клиентов-льготников. На основании чего и сделали полномасштабный перерасчет возмещений. Преподанный урок оказался действенным настолько, что и по прошествии четырех лет, по уверениям сотрудников УТиСЗН, коммунальные службы исправно предоставляют сведения по объемам услуг для перерасчетов компенсации из госбюджета. «Все идет без напоминаний», — убеждают клерки.

А вот практику опросов населения в управлении свернули. Данные об объемах и качестве услуг УТиСЗН черпает исключительно из сведений коммунальных структур. «Собирать информацию от населения мы не имеем полномочий, — говорит начальник отдела субсидий Елена Паршина. — Перерасчет делаем только когда коммунальная служба подаст данные, что с абонента сняли или уменьшили оплату. Например, за прошлый год произвели больше 86 тысяч перерасчетов, уменьшив сумму возмещений на 213 тыс. грн. Обычно их производят по итогам отопительного сезона. Правда, крупные коммунальные структуры редко получают деньги, чаще компенсации идут в виде взаимозачетов за те же энергоносители. Деньгами дают только мелким предприятиям: кооперативным организациям, ведомственному жилью, и т.д.»

По льготам ситуация немного другая. Пользователей жилищных «послаблений» в два раза больше, чем получателей субсидий, около 15 тысяч. Но иногда в отделе персонифицированного учета льгот все же реагируют на жалобы своих клиентов.

«Недавно с заявлением обращался льготник, проживающий по ул.Интернационалистов, жаловался, что мусор не вывозится, — рассказывают сотрудники отдела. — Мы обзвонили улицу, выясняли, что вывоза не было и уведомили льготников, чтобы те обращались за перерасчетом в «Коммунтранс». Раз в квартал мы запрашиваем о неработающих подъемниках лифтовое хозяйство. ЖЭКи тоже подают сведения по дератизации и дезинсекции. Жалоб по теплу в эту зиму не было вообще...»

А вот факт, кажущийся потребителям нонсенсом, — несовместимость субсидии и экономии, как раз таки обычное правило. Если получатель льготы не израсходует нормы потребления, то неминуемо лишится субсидии.

«По горгазу на прошлой неделе мы сделали перерасчет по 400 получателям субсидий. Люди, наэкономили так, что у большинства мы вынуждены снять субсидию, тариф уменьшается и мы забираем лишние деньги. Бывает, по 2-3 тысячи удерживаем с лицевого счета, — говорит начальник отдела субсидий Елена Паршина. — Люди, сами должны контролировать расход газа, и тем, кто пользуется субсидией, нет смысла экономить кубы. Кстати, по мусору мы вообще не делаем перерасчетов, у нас либо значится эта услуга, либо нет».

Откуда у соцзащиты непоколебимая уверенность, что данные об объемах услуг, предоставляемые самой заинтересованной стороной, коммунальщиками, — святая правда, неизвестно. Ведь большинство из них — частные структуры, подотчетные только своему владельцу. Чаще всего они игнорируют даже городские власти. Пример тому — недавняя история с запросом исполкома в РЭС по поводу проделанной этой службой претензионно-исковой работы с населением. В ответ энергетики преспокойно «послали» просителей... за разрешением в свою головную Горловскую организацию.

В.Гейзер.