Михаил Ганущак. Диссидент по жизни

В хорошем деле главное — чтобы нашелся тот, кто готов его начать. Жителям одной из городских «сталинок» на поселке Красный Октябрь, по ул.Харьковской, 34, с таким человеком повезло. Нашелся среди его жителей первопроходец, решивший превратить двухэтажку, построенную еще в 1954 году, в ОСМД.

В случае с Михаилом Ганущаком точнее старой поговорки о том, что «нет худа без добра», ничего не придумаешь. Не случись в позапрошлый четверг знаменитой встречи свободовцев в кинотеатре «Спутник», на которой привозными дебоширами-коммунистами были избиты пришедшие на встречу старики, мы бы не встретили очень интересного и толкового человека. За что, как говорится, спасибо счастливому случаю. Кстати, Михаила Ивановича, которому повредили больную ногу, не так-то просто вышибить из седла. «В следующий раз я буду готов к такому повороту», — пообещал он.

Идея у 75-летнего активиста вызрела в бесконечной борьбе с ЖЭКами, коих после кончины ведомственного владельца — завода «Красного Октябрь», сменилось несколько. Соображения Михаила Ивановича были банальны — зачем платить ЖЭКу или ЖЭУ, которые все равно толком ничего не делают для дома? Лучше уж самим распоряжаться собранной квартплатой. Помня о главной цели — иметь ухоженный дом и двор, на первом же собрании совладельцев в сентябре 2010 года задуманный кондоминиум назвали красивым словом «Мрия».

Подготовка к нему шла довольно медленно, поскольку вся инициативная группа состояла из одного человека — самого Михаила Ганущака. «Труднее всего было агитировать людей, таких же пенсионеров, как я, но с совершенно другими мозгами, одну даму пришлось два года уговаривать», — вспоминает Михаил Иванович. Тем не менее, всех недоверчивых он убедил, да так наловчился доказывать свою точку зрения, что чуть не революцию энергосберегающую в доме устроил. Говорит: «Это моя заслуга в том, что в 8 из 12 квартир в нашем теплом, шлакоблочном доме была установлена автономка». Что интересно, председателем общества избираться М.Ганущак сразу не захотел, но руку на пульсе ОСМД держит постоянно, участвуя во всем, что происходило в доме. За неполных три года в «Мрие» сменилось три председатели, в том числе и дочь активиста. Она тоже не осилила «общественную» нагрузку, и сейчас Михаил Иванович тут за главного на «переходный период».

Первым делом, чтобы не плодить неплательщиков, совладельцы дома установили «божеские» тарифы. Стоимость квадратного метра в месяц — 1 грн. В доме есть двух- и трехкомнатные квартиры. Минимальная площадь составляет 42 кв м, наибольшая — 79 кв. м. В горисполкоме, узнав об этом, забурчали: меньше 2,35 грн нельзя, нам облсовет прислал бумагу. «Тогдашний председатель ОСМД вроде бы согласился их поднять. Но не все такое потянут, — рассказывает Михаил Иванович. — Магнаты в нашем доме не проживают. И я убедил правление оставить тарифы прежними. У нас ведь не квартплата теперь, а членские взносы, закон это позволяет. Решение нашего собрания я отправил заказным письмом в горсовет. На этом спор был исчерпан».

Чтобы собранных денег хватало, в «Мрие» идут по пути большинства ОСМД — большую часть работ выполняют сами. Делают и дополнительные сборы. В доме пережили три аварии на подвальных водных коммуникациях. «У нас 60% рынка этих услуг в тени, попробуй заикнись о счете, с которого ОСМД может оплатить работу, все требуют наличными, или бегут, — сетует М. Ганущак. — С нас подрядчики запросили 10 тысяч за работу по водопроводу, в итоге мы управились своими силами за 1300 грн. Теперь в подвале сухо. Правда, осталось 6 аварийных метров водопровода за домом. Но у меня уже и трубы новые, и вентиль лежат наготове, сделаем».

Михаил Ганущак. Диссидент по жизни

Тезки-оппозиционеры — Михаил Ганущак (ВО «Батьківщина») и Михаил Блавацкий (ВО «Свобода)

Жильцы «Мрии» говорят, что довольны жизнью в ОСМД, а еще больше рады, что есть кому взять на себя эту непростую ответственность. Соседка Михаила Ганущака, Анна Михайловна, доверяет ему больше, чем себе: «Теперь хоть ЖЭУ зря платить не надо, все идет на нужды дома. А что нам еще нужно, — лучше спросите у Михаила Ивановича».

Территория вокруг старенького дома просторная: 0,6 га, двор с лавочками, с садом, с подсобными помещениями. В подъездах никакого безобразия, чисто, хоть и без особых «наворотов». Нанимать дворника за деньги ОСМД правление не хочет, в подъездах и во дворе убирают жильцы. А сэкономленные деньги копят на новый забор. Капремонт крыши тоже нужен, но его М.Ганущак все меньше надеется выбить у властей. «По уставу мы сами можем заниматься хозяйственной деятельностью и делать кровлю самостоятельно».

Некоторые соседние «сталинки» уже просятся принять их в ОСМД «Мрия». Но Михаил Иванович против: «Не осилим, там одни пенсионеры живут, а нужны люди активные. Я, конечно, подскажу, как действовать, но люди должны решить все сами».

Пока таких же «завзятых» стариков в округе не находится, молодежи тоже. Хотя об ОСМД М.Ганущака расспрашивают многие, он уже и банковским сотрудникам, и некоторым чиновникам давал консультации, какие нужны бумаги для законного ухода от ЖЭКа.

«Не документы главное в этом деле, — твердит зачинатель ОСМД, — самое главное — убедить людей». Спрашиваем, как ему самому это удалось? Говорит, ничего сверхъестественного, только здравый смысл и терпение.

Вероятно, дело в том, что Михаил Ганущак принадлежит к редкому типу людей, т. н. «дрожжей», толкающих вперед любое начинание. «Я всегда пытаюсь думать своим умом, — делится улыбчивый, моложавый пенсионер. — Никогда не ходить проторенными дорогами. И хотя идеей ОСМД заразился у известного юриста Татьяны Монтян, стратегию своих действий разрабатывал самостоятельно, изучил все, что смог достать по этой теме, и пользуюсь рекомендациями юристов и профессоров. Но ничего сразу не принимаю на веру...»

Ершистый, бескомпромиссный характер у него с юности, еще в 60-х Михаила увольняли за «забастовки». Советская власть его не жаловала, он работал хорошо, но «официальную» идеологию всегда встречал в штыки: «Я никогда не пахал долго там, где зарплата маленькая, поскольку вырос в нищете. Мать нас растила четверых одна, отца расстреляли в НКВД и у меня его характер».

По профессии он рабочий. Менял много производств и специальностей, был газорезчиком, строителем, монтажником стальных конструкций, знает почти все технологическое оборудование черной металлургии. «Если мне что-то интересно, я стараюсь до сути во всем дойти. Сейчас вот мне в политике все интересно, я член партии «Батьківщина». Помимо ОСМД, у Михаила Ивановича много других интересов — разнообразная научно-популярная литература, книги об истории религии и особенно язычества. Еще в его «активе» — четверо взрослых внуков и трое правнуков. Со всеми — прекрасные отношения.

«Я в жизни неправильных шагов не делаю, — убежден Михаил Иванович. — Просто их надо постоянно анализировать. Что касается ОСМД, то тут, как и везде, начиная, надо хорошо представлять себе конечную цель. Хотя, как говорят, сделай первый шаг — и поймешь, что не все так страшно».

В.Гейзер.