В зеленом туризме — главное фантазия

В РГА на прошлой неделе  состоялся региональный семинар по  зеленому туризму.  Он был призван дать  приехавшим из нескольких  районов представителям сельских громад основы знаний в данной сфере. От потенциальных возможностей и моды в этом направлении, до законодательной базы и  подробностей налогообложения.

Читала основные  «предметы» довольно представительная команда,  например, глава Союза содействия развитию сельского зеленого туризма Украины Владимир Васильев, руководитель научного центра Донецкого института туристического бизнеса Игорь Семичастный и глава одной из ведущих украинских аудиторских фирм Галина Раевская. Так что в конце  владельцы усадеб получили специальный сертификат «Українська гостинна садиба”, чему и были несказанно рады.

Зеленый туризм стартовал в стране 15 лет назад с богатых природой и памятниками областей Западной Украины. Теперь дело дошло до нашего региона. На семинаре говорилось, что этот вид услуг придется как нельзя кстати. В Европе он тоже начался с кризиса в сельском хозяйстве, когда развитие технологий оставило без работы многих сельских жителей. А урбанизация, наоборот, заставила многих горожан  искать не фешенебельные курорты, а тишину, чистый воздух и «натурпродукт».

Этот вид турбизнеса может стать приработком и нашим селянам, тем более, что и спрос на возможность подергать корову за вымя или посмотреть, как растет помидор и отведать сельских деликатесов, растет год от года  и у нас. «Он не требует  больших инвестиций, - объяснял Владимир Васильев. - Хозяевам надо продумать  хотя бы минимальные условия. На первых порах подойдет и не слишком новая, но удобная и исправная мебель. Люди ведь не за «звездами» сюда едут. Просто внимательно посмотрите по сторонам, если вы не видите чего-то отвращающего, грязи, мусора, то я — ваш турист».

Главное, о чем следует подумать при организации агроусадьбы —  чем гости будут заниматься; учесть пруды и ручьи, местные достопримечательности, балки и т.д.  Кстати, на семинаре подсчитали объекты, интересные в нашем районе. Их оказалось немало: дружковские каменные деревья и белокузьминовская гора, уникальные плещеевские скальные обнажения, где любят тренироваться альпинисты, старинная, 18 века, церковь в Александро-Шультино и, конечно, Клебан-Быкский ландшафтный парк. В качестве туристического объекта была названа и сама Константиновка, как обладатель практически неисчерпаемого ресурса для т.н. промышленного туризма.

«Вам хорошо, -  позавидовали  некоторые гости семинара, - но что нам делать с нашей выгоревшей июльской степью?» Там, где ландшафт или памятники подкачали, лучшим средством эксперты назвали фантазию и творческий подход. Так, в одном из сел Днепропетровшины предприимчивые хозяева агроусадьбы приспособили под туристский объект обыкновенное поле кукурузы, сделав из него лабиринт. В Херсонской области придумали катать заезжих горожан на бричках, а чтобы пощекотать им  нервы, - с  помощью местного деда организовали даже вполне натуральный «вой волков». Турист, конечно, нервничает и пугается,  но валом валит в «дикое» село. «Сейчас в зеленом турбизнесе мода на самобытность и местный колорит, - убеждали эксперты, - не надо копировать соседние регионы в архитектуре или кухне, поднимайте архивы и ищите свое».
Кстати, в Константиновком районе с недавнего времени тоже есть объект зеленого туризма.

Организовала его жительница села Александро-Калиново Зоя Панченко, социальный работник по профессии, хохотушка по жизни и неизменная актриса на сельских праздниках.

- Мы завалили старенькую летнюю кухню и  построили на ее месте небольшой домик, отделали его. А что ему пустому стоять? Решили пускать туристов.  У нас есть на что посмотреть: и музей, и природа... Купили мебель, поставили электропечку, провели воду, организовали душевую с горячей водой.  Прошлое лето у нас было испытательным сезоном,  дали рекламу в интернете и по знакомым. Наплыва большого не было, но люди  приезжали из Мариуполя, Макеевки, даже из Константиновки были. В основном гости  ездят купаться на Бык, но есть те, кто просто отдыхает в сельском доме: шашлычок, беседочка, цветочки, никуда даже не выходят. Думаю, мы будем расширяться, хотя кредитов не брали, обходимся своими силами. Весной хочу сделать детскую площадку, надо бы баню возвести. Пока особых прибылей не было, мы все еще в убытке, но не жалеем. Я это для себя делала -  очень люблю гостей и веселье. И думаю, что бы еще такого новенького сделать, чтобы люди приезжали и оставались подольше...

В.Гейзер.