Киберпреступность и лохотрон в наше время…

Закончилось время хакеров-одиночек, самостоятельно исполняющих полный преступный цикл своих действий, вплоть до обналичивания похищенных средств. Сегодня это четкое разделение киберпреступности на направления по типам выполняемых «работ». Ужесточение санкций не приведет к снижению уровня киберпреступности, что подтверждается многолетним опытом криминалистики.

Вы думаете, что киберпреступления это преступления, которые связаны только со сферой взламывания банковских систем, сайтов или баз данных? Да, это так, но это далеко не полный перечень преступлений в этом направлении. Например, мобильный телефон, ваш друг и помощник, но телефон может быть и вашим уязвимым местом, потому что вы можете стать жертвой телефонного и SMS-мошенничества. Распознать мошенничество и не дать преступникам шанса куда проще, чем добиться от них компенсации ущерба. Последнее время в Константиновке распространена такая схема, как «беседа с родственником». Звонок поступает ночью или в рабочее время, странный голос сообщает об аресте вашего родственника, да и в трубке мобильного телефона также слышен похожий плачущий или просящий о помощи голос. Человек представляется сотрудником правоохранительного органа и вымогает взятку в сумме от 5000-10000 грн. Псевдосотрудник предлагает перевести эту сумму через терминал банка и чаще всего сразу же диктует банковский счет. Чек вам советует уничтожить, иначе родственник, не смотря на переведённые деньги, останется за решеткой. Запомните, все, что вам говорят по телефону, — это вымысел, и вашему родственнику ничего не угрожает. Достаточно просто сразу перезвонить ему и самому убедится в этом, а не бежать в терминал переводить денежные средства и потом обращается в милицию с заявлением о том, что мошенническим путем завладели вашими деньгами.

Далее я вам перечислю распространённые ситуации или схемы мошенников, которыми они руководствуются, чтобы завладеть вашими деньгами.

Схема первая — «Выигрыш». Жулик звонит жертве под видом радиоведущего, он поздравляет абонента с крупным выигрышем и просит за что-то заплатить. Но это совсем не так, радиостанции никогда не проводят выигрышных акций со звонками случайно выбранные номера абонентов.

Схема вторая — «SMS — попрошайничество». Абонент получает на мобильный телефон странное сообщение, например, «у меня проблемы, положи на этот номер 200 грн. Сам не звони, свяжусь с тобой позже». Не будьте наивными и никогда не кладите деньги в ответ на просьбы, поступающие с незнакомых номеров!

Схема третья — «Звонок от лица оператора». Жертве звонят от лица оператора связи, абоненту предлагают подключить новую услугу, запугивают отключением или просят заплатить за услуги роуминга, набрав комбинацию знаков на вашем мобильном телефоне, например: *1123*1554454444*5545* 500#. Никогда не набирайте на мобильном телефоне цифровых команд, назначение которых вам неизвестно.

Схема четвертая — «Поддельный перевод». Абоненту приходит на мобильный телефон SMS о поступлении денежных средств на его номер, банковскую карточку или же банковский счёт. Сразу после этого SMS человеку перезванивают жулики, которые излагают легенду о том, что они по ошибке перевели деньги и просят их вернуть. Жулики пользуются тем, что люди честны и доверчивы и тут же возвращают деньги на указанный ими счет. На самом деле никакой ошибки не было, и никто никаких денег вам не перечислял. Получив сомнительное SMS, немедленно позвоните на горячую линию этого банка и получите консультацию о движении средств на вашем счете.

Схема пятая — «СТОП — СПАМ». Иногда на мобильный телефон приходит спам в виде SMS с парадоксальным и неожиданным предложением: «Защититесь от SMS-спама раз и навсегда, чтобы вам их никогда не присылали». Для удаления своего имени из списка жулики предлагают отправить SMS на один из коротких номеров. В результате этих манипуляций вы потеряете деньги. Помните, это также банальное мошенничество.
Схема шестая — «Банковский код». Мошенники присылают сообщение о том, что ваша банковская карта заблокирована и советуют обратиться за поддержкой по номеру, указанному в сообщении. Сообщник, отвечающий на этот звонок, для решения этой проблемы просит сообщить номер карты и пин-код, или же только номер банковской карточки. Получив указанные реквизиты злоумышленники похищают ваши деньги. Никогда и никому не сообщайте реквизиты вашей карты.

Уважаемые читатели, будьте бдительны и не в коем случае не давайте преступникам шанс вас обмануть.

Александр Паршин, студент V курса Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого.