Как древняя Софиевка детьми решила пополниться

Услышав на одном из совещаний в райадминистрации новость о том, что в Артемовке нашли новый, оригинальный способ увеличения числа учащихся в школах, мы были заинтригованы и решили посетить это село. «Приезжайте в пятницу, на День села», - ответила на нашу просьбу о встрече новоартемовский сельский голова Евгения Михайловна Кубан.

И вот мы впервые в этом не самом густонаселенном пункте (сейчас здесь 480 жителей, и из них, ясное дело, старики составляют больше половины). Приехав пораньше, мы обошли Артемовку, поговорили с ее жителями, сфотографировали интересные моменты

От Бантыша до Кубан

«Старці подохнуть – села не буде», - вздыхали деды на завалинках. Однако, то, с чем мы здесь столкнулись, говорило об обратном. Въехав со стороны Константиновки (село стоит на перекрестке дорог в наш город, Дружковку и Красноармейск), сразу поражаешься длинному еврозабору по обеим сторонам дороги вместо бордюра, мемориальному комплексу памяти павших героев ВОВ с горящим золотом памятником солдату-победителю, посаженным вдоль дороги молодым деревцам, новому двухэтажному сельскому клубу с блестящей свежеотремонтированной крышей, абсолютно городским фирменным детским площадкам (точно такая в Константиновке в парке возле памятника Ленину), а главное – рядом таким же свежеотремонтированным одноэтажным аккуратным домикам, которые пока не заселены. Как потом оказалось, в них то и заключался тот секрет, за которым мы сюда приехали.

В тени великолепных двухсотлених дубов спряталась старая церковь. Увы, обезкупольная в послереволюционные годы, но с арками и колоннами, она больше напоминает панский маеток. Тем более, что и построена она по преданию Софией – дочерью основателя пана Бантыша, который основал это село в далеком 1854 году. В честь него и называлась раньше Артемовка - Бантышево. Пан этот был из известной дворянской семьи Бантышей - владельцев земель в Изюмском и Бахмутском уездах. Об этом говорит и станция Бантышево в Славянском районе, Бантышевский бор, имение Бантышей в Прелестном и пр.. Затем, когда София Бантыш умерла, до 20-х годов прошлого века село называлось Софиевка. Волна большевицких переименований, когда, как саблей головы, рубились исконные родные названия городов и сел (мало кто помнит, что Юзовку тогда назвали Троцком, это потом — Сталино, Енакиево-Рыково, Попасную-Когановичи, появились многочисленные Кировски, Буденовски, Ворошиловски и т.п.), не обошла и Бантышево-Софиевку. С тех пор имя отважного революционера Феди Громогласного, Артамонова (тюремные клички Федора Сергеева-Артема), который тогда создал и возглавил Криворожско-Донбасскую республику, было дано и Софиевке. Артемовка пополнила собой многочисленные Артемовски (в СССР их было девять), Артема, Артемово и т.п. Кстати, нелепость происходящего «выплыла» в 1993 году, когда бывшие софиевцы, а теперь артемовцы решили образовать свой сельский совет (это было начало председательствования Е.Кубан). Но ведь Артемовский сельсовет (село Артема) в Константиновском районе-то уже существовал, вот и назвали новый совет в Артемовке Новоартемовским. Ей Богу, артемиада какая-то… Правда, местные жители объяснили нам причину, почему в начале 90-х годов никто не захотел возвращать старое название села – мало осталось коренных жителей. Интересно, что среди переселенцев здесь львиная доля из львовской области, в том числе и сама Евгения Кубан, в 19 лет в 60-х годах приехавшая в Артемовку и начавшая с работы дояркой. Скорее всего, из-за приезжих галичан укранская мова не исчезла здесь из обихода.

Сам Бог велел заниматься детьми

Но вернемся к церкви. Узнав, что это храм Преподобного Сергия Радонежского, мы подумали, что это глубоко символично, ведь именно этому святому молятся об успешной учебе детей. Может быть, он освящает и направляет в эту сторону действия головы и сельсовета? Во всяком случае, об этом говорят новенькие школа и детский сад, в которых мы побывали. Увиденные нами еще одна детская площадка с качелями и горками, современный тренажерный зал, баскетбольная площадка, как оказалось, не есть вершина желаний. Сельский голова ведет переговоры, чтобы здесь открыть и футбольную коробку по типу той, что в Константиновке за 7-й школой. Артемовская школа была закрыта на каникулы (хотя мечту всех, кто занимается с подростками, современные складывающиеся столы для настольного тенниса мы в ней увидели), а вот расположенный в этом же здании детский сад с его 20-ю детьми посетить удалось. Все было так ново и аккуратно, что, казалось, ждали комиссию из облоно, хотя это для них обыденность.

Конечно, увидели мы в селе и разваленные хаты, заросшие могилы, но вот чего не было – свалок мусора и разбитых наухнарь дорог. «Молодой человек, что это Вы одни бурьяны снимаете?» - спугнул нас откуда-ни-возьмись властный женский голос. Это сама Кубан подъехала на своей «девятке». Она была за рулем и вела автомобиль, как и рулила селом: смело и уверенно. Похоже, что девиз ее руководства был: «Сельский голова должен быть везде и всегда!». Она первой узнает и приходит на помощь в беде (помогает организовать похороны даже бомжей, не говоря об односельчанах) и устраивает людям радость, что доказал праздник села. Она и окрошку готовила, и у входа в зал клуба всех встречала, и награждала, и за праздничный стол усаживала, и тамадой была.

«Михайлівна хорошо працює, вона за людей. По селу проїжджає, щоб був порядок, дивиться, щоб ніхто не дрався. Ось турбується, щоб і газ у нас був», - говорят о ней старики. Как мы ни искали хоть одного недовольного, но так и не нашли. А ведь совсем недавно, в 2009 году, когда был «второй приход Кубан на сельского голову» (в перерыве она 12 лет руководила хозяйством в Новогригорьевке), почти пол села были против нее или сомневались.

Зеленый свет для многодетных

Как Евгения Михайловна не была занята, но все же нашла время, чтобы ответить на мучивший нас вопрос – что за новый способ пополнять школу детьми она придумала? «Ось і гарно, і напишіть у газеті, що у Артемівці відремонтовано та побудовано 6 будинків с земельними ділянками особисто для багатодітних сімей. Ми чекаємо на такі родини та запрошуємо всіх бажаючих». Вот оно что – новые дома для семей с новыми школьниками! Кого мы не спрашивали, а такого больше нигде не встречали. «А кого принимать и селить в дома, определять по конкурсу будете?», - поинтересовались мы. На что, усмехнувшись, Кубан ответила: «Та знаємо, що різні приїдуть. Але ж людину видно одразу».

Тут уж мы не могли не спросить, а откуда берутся деньги на это и на все, что делается в Артемовке? Неужели такое богатое село? Но сельский голова сообщила, что особенного процветания с бюджетом в 670 тысяч гривен в год не сделаешь. Здорово помогает умение найти индивидуальный подход к каждому руководителю хозяйства, каждому фермеру, честному предпринимателю: «З деякими по 1,5-2 години приходиться розмовляти. Допомагає досвід керівника господарства».

Тут уж руководитель не преминула попросить отметить в газете спонсоров всего, что делается: предприятия «Керампром», «Торецкое», «Сады Донбасса», АПК «Инвест», фермерские хозяйства «Голованев», «Руслан», «Октябрьское», предпринимателя Антонева, а также поблагодарить за понимание и поддержку руководство Константиновского райсовета и райгосадминистрации.

Кстати, зная, как легко с бюджетными деньгами и такими серьезными стройками «залететь под панфары», Евгения Михайловна перестраховывается – снимает все, что делается, на фото-видео, документы сдает на экспертизу в районный ОКС. Хотя за это и приходится платить 2,5% от суммы проекта.

Для более полного понимания ситуации сообщим, что большая часть отчислений в сельсовет поступает от ЗАО «Керампром», который разрабатывает неподалеку карьеры.

Но ей бы хотелось другого — погладить пушистых котят, но кони — всё скачут и скачут, а избы — горят и горят...

Как ни странно, но главной проблемой в своей деятельности Е.Кубан назвала невозможность помогать храму бюджетными средствами, т.к. церковь отделена от государства. Это была ее третья просьба — попросить через газету православных помочь храму Сергия Радонежского. Ох, уж эти «кубанские просьбы». Мы на себе почувствовали, что отказать этому человеку практически невозможно...

Видя «пробивную силу» этого человека, веришь, что пройдет проект на 200 тысяч Евро с бельгийцами по утеплению зданий и установке еврокрыш. Веришь в то, что осядет таки в селе кооператив по государственной программе выделения кредитов на сельскую застройку из 70-ти семей (в основном, дончан). Они будут заниматься садоводством, пчеловодством. Что они построят мотель на 20 мест (неподолеку от села один из самых крупных в районе ставков). Для них уже готовят планы фундаментов разрушенных домов.

И веришь, конечно, что изменится минусовая демография села, и будет заполнена школа (в детский сад-то уже конкурс). Но как не верить, если еще и 330 тысяч уже найдені на школьный автобус, чтобы с окрестных сел детей привозить. Однако, больше всего веришь в будущее села, когда видишь на Дне Артемовки стайки веселых малышей, а также (что видно и невооруженным глазом) необычайное количество беременных женщин.

Евгения Михайловна рассказала, что решение оставшуюся жизнь служить людям приняла в 2008 году, после того, как на операции стоял вопрос о ее жизни и смерти. Причем, «вирішила прийти сюди робити так, щоб коли мене не буде – мене пам’ятали, а моїх дітей поважали…»

Так и хочется закончить наш рассказ словами какого-нибудь сельского дедугана: «Яка така Артемовка, яка така Новоартемовка – це ж Кубанивка!».

В.Березин.

1. <...пана Бантыша, который основал это село в далеком 1854 году.>

Видимо село основано как минимум на  67 лет раньше. В "Изъяснения Бахмутского уезда Екатеринославского наместничества" от 1787 года "Сколько во оном и под какими селениями состоит удобной и неудобной десятин земли и на оной мужеска и женска пола душ и чьего владения" под пунктом № 51 написано: звание селений и чьи именно - Д.Софийской надвор.сов. Бантыша; число душ мужеска - 4, женска - 2; число десятин земли удобной - 7260 (~7913 га) неудобной - 204 (~222 га), квадрат. сажени - 500 (~1100 кв.м)

По родословной одной из ветвей Бантышей получается, что вышеуказанным основателем-владельцем был Бантыш Василий Васильевич (1740-1812) на то время надворный советник (подполковник). Далее земля и село принадлежали его потокам: 2-м сыновьям Василию Васильевичу (1786-?) и (часть земли и село) Федору Васильевичу (1791-1862). Причем после смерти последнего - Ф.В. в 1892 году, его жена Анна Антоновна (Мерцалова) унаследовала земли площадью 3208 десятин земли (~4650 га) с 405 крепостными (1860г). Потом землей и селом владел их сын Александр Федорович Бантыш (1828-?). Видимо 500 кв.саженей указаны как земля под паньской усадьбой и указаны личные крепостные (4+2). После ликвидации гетманства в 1775 году, крепостничество только образовывалось в наших краях.

2. Исходя из "Изъяснения.." Артемовка в 1787 году видимо называлась д.Софийская. На карте Шуберта 1823 года значится как Софиевка. В документах по ремесленному училищу 1896-97 годов - тоже как Софиевка. Но на военной 1 верстовой карте 1878 значится как Софийск. Кстати, эта карта достаточно подробная и на ней видно, что была одна улица (видимо где дорога сейчас) и 5 переулков. Насчитал по ней больше 60-ти дворов.      Предполагаю, что название селу Софиевка (от д.Софийская) было дано Бантыш Василием Васильевичем (1740-1812) в честь молодой жены Софьи Федоровны Арзамасцевой (Бантыш) (1761-1795)

3. Может кто-то привести здесь имена погибших в 1941-1945 гг артемовцев, которые приведены на памятнике павшим в ВОВ? Дело в том, что нашел на http://obd-memorial.ru/html/ дальнего родстенника-артемовца, ФИО которого точно нет на памятнике. Заодно и еще 2 имени погибших из Артемовки, которых кажется тоже нет там. Сам не скоро смогу попасть в Артемовку

Атлас Российской Империи 1792 года (Российской атлас из 44-х карт состоящий и на 42 наместничества Империю разделяющий.)   В описании к Атласу по Екатеринославскому наместничеству по Бахмутскому уезду под № 32 указано: дер.Софиевка; 5 дворов, 12 муж, 8 жен; земли под усадьбой - 2 десятины (~2га); пашня - 4778 дес.(~5200га); сенокос - 2480 дес.(~2700га); неудобной земли - 204 дес.(~220га); Всего земли - 7464 дес.(~8100га); примечание - подданных на пашне Бантыша. По сравнению с 1787 годом увеличилось число мужчин (4->12) и женщин (2->8) и указано кол-во дворов (5) на вдвое большей площади под деревню (1->2га). В описании указано как деревня Софiевка, но на карте выгравировано Софiйская. И вообще с  масштабом карты проблемы с современной точки зрения, что впрочем и не удивительно - картография только осваивалась в те годы.

СПЕЦИАЛЬНАЯ КАРТА ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (КАРТА ШУБЕРТА 1826-1840 гг.) Масштаб: 10 верст в дюйме (совр. 1:420 000   в 1 см — 4,2 км)

Трехверстная военная топографическая карта Российской империи Ф.Ф. Шуберта 1878г (совр. :126000 (в 1 сантиметре 1.26 км) Ниже фрагмент из XXVI ряда 16-го листа  Из условных обозначений по этой карте вытекают странности для Софиевки: 1 - нет церкви, но она есть в Аврамовке (Ворошиловке), а в Казенноторском (Октябрьское) церковь с минимум 3-я куполами.  2 - в С-В части от Софиевки есть 2-е ветряные мельницы.  3 - кладбище несколько не в нынешнем месте (по карте ниже ветряков).  4 - на въезде в Софиевку (со стороны Константиновки) обозначен постоялый двор.... Вообще-то эта карта началась сниматься с 1840-го года и изменения на нее вносились вплоть до начала ХХ века

 

 

Показан участок № 121, принадлежащий пану Бантышу (обведена жирной линией по земле и по Казёному Торцу). Софiевка имеет только одну улицу и два переулка.

В Киеве в ЦГИАК в Фонде 1821 опись 1 дело 39 находятся ревизские сказки Бахмутского уезда 1795 года (считай поимённая перепись населения по населённым пунктам с указанием семей с именами и возрастом для начисления налогов панам) в том числе и Софiевки (тогда Софийская)- это пока самая первая из известных ревизий по селу. В ней имена первых жителей Софiевки

The website encountered an unexpected error. Please try again later.