Пенсионная реформа, как запоздалая социально экономическая необходимость

Что понял мир, но не хотим понимать мы

Трудовая наша жизнь не бесконечна, рано или поздно каждый из нас исчерпывает свой резерв и заканчивает свою трудовую деятельность. Наступает период «свободного времени», тут бы и начать жить по‑настоящему… А многие из нас не могут себе позволить этого, продолжая работать до последнего вздоха. А почему? Да ведь жить не на что! Но ведь, отдав свою лучшую часть жизни работе на государство, мы же вправе рассчитывать на поддержку с его стороны?..

Много изменилось в мире за сравнительно короткое время. Ушла за горизонт истории страна с привычным укладом жизни, в которой каждый из нас, уходя на пенсию, мог рассчитывать на какой‑то минимальный уровень материального обеспечения, на бесплатное медицинское обслуживание… Где‑то там осталась и квартирная очередь, и бесплатное высшее образование, и многое-многое другое. И невдомек многим из нас, что в новой стране, с ее новыми правилами, с новыми законами, нельзя добиться чего‑то существенного, играя по старым правилам.

Естественно, уровень нашей жизни и нашего благосостояния во многом будет зависеть от размеров нашей пенсии. Это понятно! Да вот только почему практически все страны еще в 80‑90‑х годах прошлого столетия провели реформирование своих систем пенсионного обеспечения, ведь не просто из интереса? А Украина начала пенсионную реформу буквально несколько лет тому назад. Да еще в условиях непрекращающейся политической борьбы и вереницы выборов и перевыборов.

До недавних пор в Украине действовала единая пенсионная система — солидарная. В основе такой системы лежит принцип солидарности поколений: работающие люди перечисляют взносы в Пенсионный фонд, и эти деньги идут на выплату пенсий тем, кто уже ушел на заслуженный отдых. Как видите, в данном случае работающее поколение (а вовсе не бюджет и государство, как многие думают) за счет своих взносов содержит неработающее.

В 1994 г. Мировой банк проанализировал ситуацию и обосновал: солидарная система любой страны не может и не должна полностью обеспечивать безбедную старость своим гражданам. Только в рамках трехуровневой системы можно сбалансировать нужды общества в целом и каждого человека. Эта система должна базироваться на трех китах; первый — государствененая обязательная система социального обеспечения; второй — система обязательных персонифицированных накоплений каждого гражданина; третий — добровольные накопления, стимулированные серьезными налоговыми льготами.

В Украине, например, первый и третий уровни сейчас действуют, хотя первый «трещит по швам». А вот накопительная система до сих пор остается на бумаге. Второй уровень пенсионного обеспечения предусматривает распределение пенсионного взноса работающего украинца на две части, одна из которых поступает в солидарную систему, а другая (2‑7 % от зарплаты) — на индивидуальные счета накопительной системы. И если раньше правительство обещало ввести накопительный уровень с 1 января 2007 г., а потом с 1 января 2009 г., то новая пенсионная реформа определяет новую дату — 2012 год. Но судя по законопроекту, в среднесрочной перспективе этого не произойдет, т. к. необходимо для этого обеспечить бездефицитность Пенсионного фонда. А у правительства до сих пор нет комплексного видения того, как с наименьшими издержками преодолеть этот дефицит.

Демографический крест

Демографическая ситуация в Украине показывает, что нация стареет. Количество работающих сегодня начинает превышать количество пенсионеров. С каждым годом эта пропорция изменяется не в лучшую для нас сторону. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что такие темпы старения населения создают малоутешительную перспективу. А если добавить к этому вынужденные тенденции увода заработной платы «в тень» и постоянно растущий дефицит бюджета государственного Пенсионного фонда, то и вовсе печально становится.

По состоянию на 1 июня 2010 г. численность населения Украины сократилась до 45 871 738 человек. А количество человек старше 65 лет с 1990 г. увеличилось почти на 1 миллион.

Сокращение численности населения наблюдается во всех возрастных группах. Однако сильнее всего сократилось количество населения в возрасте до 14 лет. В 1990 г. эта возрастная группа насчитывала 11,8 млн. человек. А на 1 января 2010 г. — уже 6, 5 млн. человек.

Фактически мы страна, которая не может уже содержать пенсионеров. Поэтому отчисляй, не отчисляй, при этой модели пенсии не будет — некому будет на нее зарабатывать при солидарной системе.

В 2025 г. удельный вес граждан в возрасте более 65 лет будет составлять около 20 % населения Украины.

Специалисты говорят, что принимать непопулярные меры Украина стала слишком поздно. И если срочно не принять мер, то через 15 лет «на лопатках» окажется вся пенсионная система страны.

Эксперты Всемирного банка дают Украине неутешительный прогноз: к 2025 году на 10 работающих будет приходиться 14 пенсионеров.

По большому счету шанс относительно безболезненного реформирования отечественной пенсионной системы был упущен в начале десятилетия, когда на одного пенсионера приходилось двое работающих, а пенсионные выплаты не превышали 8‑9 % ВВП. Как бы это цинично ни звучало, но последние 10‑15 лет украинская система пенсионного страхования жила не по средствам: рост пенсий опережал и рост ВВП, и рост зарплат. Пенсии стабильно повышались перед каждыми выборами, после чего прорехи ПФ латались за счет бюджетного финансирования. В итоге к 2010 году пенсионные выплаты в Украине выросли до 18 % ВВП — максимальный показатель в Европе. В таком режиме система может просуществовать еще пять‑десять лет, после придется повышать отчисления в ПФ, снижать пенсии или объявлять ПФ банкротом.

Людмила Панченко.