Солидному городу – солидный автовокзал

Константиновский автовокзал. Уже как-то даже сама рука не хочет писать о том, чего нет. Еще один наш фантом. Кажется, что он навсегда стал в один ряд с многочисленными, разрушаемыми ветрами и временем, заброшенными зданиями заводов, школ, детских садов, стадиона «Автостекло», кинотеатра им. Ленина и т.п. Но оказывается, не все так плохо. В связи с переходом автостанции из собственности АТП в руки ОАО «Донецкое областное предприятие автобусных станций», кажется, наметился «свет в конце туннеля».


Неужели в городе будет восстановлена некогда современная и уютная автостанция? С этим вопросом мы обратились к ее новому начальнику Игорю Можаеву. О себе говорить и сфотографироваться он не захотел. Сказал, что главное сейчас наладить работу автостанции. Но нам удалось выяснить, что до Константиновки Игорь Анатольевич работал по восстановлению автостанции в Артемовске. И, надо сказать, это ему удалось.

- Как Вы сюда попали?

- Константиновка – единственный в области крупный город, в котором автовокзал был коммунальной собственностью и не входил в систему автовокзалов Донбасса. Посмотрите, к чему это привело: вокзал практически разрушен, а, главное, у людей выработалась устойчивая привычка собираться на трассе, чтобы куда-то уехать. Теперь автостанцию передали нам, и с октября мы приступили к работе.

- С чего начали?

- Мы приводим автостанцию и систему ее работы в соответствие с требованиями нашего предприятия к автовокзалам, Положения об автобусных станциях, Кабминовскими Правилами перевозки пассажиров, которые регулируют весь режим работы, механизм отправки пассажиров из города, перевоз в город, высадки, посадки, продажи билетов. Все, ныне существующие, посадки пассажиров по улицам изначально являются неприемлемыми и незаконными, потому что для отправления автобусов любому перевозчику необходим договор с автовокзалом, где пассажиры будут собираться. Перевозчики сейчас являются частными лицами и заключают договора где угодно, и с кем угодно. Но для того чтобы выдать ему разрешение на перевозку пассажиров, он должен заключить договор с автовокзалом и забирать пассажиров на автовокзале.

В соответствии с классностью автовокзалов, Константиновку будем ориентировать на третий класс. Классность зависит, прежде всего, от количества отправлений. В советское время здесь явно был первый класс, когда отправлялось 380 автобусов в день. Когда я сюда пришел, здесь был десяток отправлений. Планируем сделать для начала 82. Сейчас нам удалось организовать уже 40-60% от этого числа заездов. Правда, погодные условия, конечно, усложняют процесс.

Перевозчики теперь не будут работать по привічке – хочу заезжаю, а хочу с трассы собираю. Они должны выполнять договорные обязательства, иначе будут штрафные санкции. Даже если собирают людей на трассе, должны будут завозить их сюда и обилечивать через кассу.

Жителям города хочу сказать, что они теперь должны жить под лозунгом – «ЕСТЬ БИЛЕТ – ЗНАЧИТ ТЫ ПАССАЖИР!» Если пассажир с билетом, значит, к нему применяются все услуги, льготы. Билет является страховым полисом, а страхование на транспорте у нас обязательное. Т.е. человек получает с билетом гарантированное место в автобусе и страхование на случай аварии. Дай Бог, конечно, чтобы этого никогда не случилось, но по некоторым автобусным авариям люди, не имеющие билета, до сих пор судятся и не могут получить транспортной страховки.

- Но проблем с билетами никогда и не было. Ты заходишь в автобус, просишь билет. Они тебе его дают, как положено, — с печатью, и ты рисуешь там все, что хочешь.

- Билетом считается тот документ, который выдается на автовокзале или на остановках, если они указаны в маршруте и там нет касс. Если нет остановки, то она запрещена. Городские автобусы ведь не останавливаются где попало. И междугородние должны делать то же. Остановки «Налоговая», «5-я больница» и т.п. для межгородских автобусов незаконны. Если водителя проверит транспортная милиция, то он будет наказан.

- Когда же будет расписание?

- Всему свое время. Пока мы сделали временное расписание. Существует последовательность: утверждается расписание, прикрепляются перевозчики, объявляется конкурс на каждый маршрут, идет процесс перезаключения договоров с перевозчиками. С одним в ноябре, другим в декабре и т.д.

- Кстати, очень больной для горожан вопрос – окончится ли беспредел, когда из Донецка, Мариуполя, других городов не продают билеты до Константиновки?

- Это делали частные перевозчики. Им просто не с кем было заключать договор, т.к. не было станции «Константиновка», и у них в договорах не было заезда сюда. Наше предприятие имеет в каждом городе свое подразделение, поэтому договора заключены будут, и билеты до Константиновки будут продаваться со всех станций.

Это будет к весне, когда наш автовокзал полностью впишется в существующую систему автовокзалов. Чтобы Константиновка была, как и другие подобные крупные города, со своим солидным автовокзалом. Раньше не можем, т.к. всего вокзалов 30, и существует очередность.

Мы в ближайшее время планируем сделать предварительную продажу билетов, продажу билетов из любого другого города области (система АСУ-АВТОВОКЗАЛ) и т.п. А дальше можно будет заказывать билеты в Интернете и др.

- А что со зданием?

- К весне думаем и ремонт помещения завершить. Ведь Константиновка - город в области далеко не последний. Есть города меньшие по численности, но имеющие хорошие автовокзалы. Но то, что мы имеем сейчас, вы видите сами: воды нет, отопления нет.

Все это мы приняли на баланс. Теперь будем приводить в порядок. Восстановление здания еще в принципе возможно. Планируется сдача помещений в аренду. Мы приглашаем всех желающих. Нам есть что сдавать. Кое-какие помещения требуют, конечно, ремонта, но с разворачиванием движения, думаю, все это окупится.

- Это к арендаторам. А просто пассажирам – будут ли условия, чтобы отдохнуть, чаю попить и т.п.?

- Есть в Правилах перевозки пассажиров стандартные требования к автостанциям: для осуществления пассажирских перевозок мы обязаны будем делать зал ожидания, кафе, камеру хранения, туалет, т.е. обязательный минимум.

- Но как горожане смогут теперь добираться до автостанции с сумками и поклажей? Сейчас на это надо 30-50 минут. А за это время с трассы можно доехать и в Донецк, Артемовск, Краматорск и т.п.

- Сейчас мы работаем над тем, чтобы сюда заезжали автобусы, функционирующие на константиновских городских и районных маршрутах. На совещании в исполкомедолжен будет решен этот вопрос (От редакции: Вопрос пока так и не решился. По крайней мере, перевозчики на маршрутах №1 и №2 отказались делать еще одну лишнюю «петлю» на автовокзал). Мне пообещали к новому году проблему с заездом на автовокзал решить. Руководство города также гарантировало стабильно раз в час остановку трамвая у автостанции.

- А как Вы думаете сломать человеческую привычку? Ведь уже поколение константиновцев выросло, не знающее автовокзала вообще, на подсознании «утрамбовавшее», что вышел на трассу - и сел.

-    Такая проблема есть только в этом городе. Причем, заметьте, не сел, а стал в автобусе. Есть порядок. Почему мы понимаем, что мочиться на газонах – это нарушение порядка, а садиться «на бордюре» - нет?

- Есть ли противостояние вашим действиям со стороны частных перевозчиков?

- Каждый хозяин считает свои доходы. Он хочет знать реально, сколько денег собирают с пассажиров его водители. Считают пассажиров на автовокзале. Перевозчики заключают с нами договора и доводят водителям. Сейчас у нас уже есть список заключивших договора – это 23 перевозчика, которые осуществляют перевозку между Артемовском, Славянском, Краматорском, Красноармейском и Донецком. Единственное, это то, что наше АТП медленно «раскачивается». Донецкие маршруты петляют по городу, отправляются с железнодорожного вокзала и проходят мимо.

Это пример, когда водитель работает «под черным флагом» и берет деньги в карман. Поэтому ездят константиновцы до сих пор на «убитых» ЛАЗах и т.п.. Там, где не считают доходы, там предоставляются услуги такого «качества». Развиваются же краматорское, артемовское АТП, они открывают новые маршруты, пускают новые автобусы. Почему бы не развиваться константиновскому?

С нашей автостанции теперь отправляется автобус Краматорск-Киев. Любую информацию можно взять у диспетчера по телефону 2-75-99, который теперь выполняет функции узла связи между вокзалами других городов. Я надеюсь, что городские власти, вместе со СМИ, АТП, перевозчиками будут формировать общественное мнение, чтобы вернуть былую славу константиновской автостанции. Когда-то пассажирам, в т.ч. транзитным, здесь было приятно провести время. Когда-то наш автовокзал был лицом и визиткой Константиновки. И предприятие «Автобусные станции» приложит к возвращению утраченного все усилия.

Беседовал В. Березин.

От редакции. По информации начальника Константиновского АТП В.За­левского, автовокзал был собственностью коммунальной, а не АТП, которое его арендовало. Валерий Павлович поддерживает решение передать вокзал областной специальной структуре и готов «запустить» свои автобусы через него. Но для этого надо время.



График отправления автобусов от автостанции «Константиновка» на 21.11.07


№ п/п Маршрут Время отправления
1 Киев-Славянск (по нечетным) 6-00
2 Константиновка-Харьков 6-05
3 Константиновка-Артемовск 6-20
4 Краматорск-Бердянск 6-50
5 Донецк-Славянск 6-55
6 Донецк-Святогорск 7-05
7 Краматорск-Днепропетровск 7-15
8 Донецк-Святогорск 8-15
9 Славянск-Кривой Рог 8-30
10 Донецк-Славянск 8-35
11 Константиновка-Артемовск 8-50
12 Святогорск-Бердянск 9-20
13 Славянск-Димитров 9-55
14 Донецк-Святогорск 10-20
15 Донецк-Святогорск 11-15
16 Северодонецк-Днепропетровск 11-20
17 Славянск-Красноармейск 11-20
18 Константиновка-Артемовск 11-35
19 Красноармейск-Славянск 11-40
20 Мариуполь-Святогорск 11-45
21 Луганск-Кривой Рог 12-15
22 Донецк-Святогорск 12-35
23 Донецк-Святогорск 14-20
24 Константиновка-Артемовск 14-20
25 Донецк-Славянск 14-20
26 Дружковка-Донецк 15-15
27 Славянск-Димитров 16-50
28 Славянск-Донецк 16-50
29 Кривой Рог - Славянск 17-00
30 Славянск-Красноармейск 17-35
31 Святогорск-Донецк 17-40
32 Святогорск-Мариуполь 18-15
33 Кривой Рог - Луганск (по нечетным) 19-00
34 Славянск-Киев (по четным) 21-25

Следите за расписанием.
Планируется добавление автобусов. Справки по телефону 2-75-99.