Семь лет запрягаем, когда ехать будем?

Со времени последних выборов самой актуальной стала тема пенсионной реформы.  Обратимся  к парламентским слушаниям, посвященным пенсионной реформе, которые состоялись 16 февраля 2011 г. в Верховной Раде.

Несмотря на животрепещущую тему, течение дискуссии было на удивление убаюкивающим. В ход шли привычные сетования на мизерные официальные зарплаты, низкую продолжительность жизни, тяжелые условия труда, высокую безработицу и невозможность трудоустройства как для молодежи, так и для людей предпенсионного возраста. В качестве мер, способных компенсировать повышение того же пенсионного возраста (для женщин) и нормативного страхового стажа (для всех), назывались детенизация зарплат, создание новых рабочих мест, денонсация небезызвестного договора с Кипром, позволяющего до сих пор легально уводить многие миллиарды из Украины, а также традиционное «меньше воровать».

Анализируя слушания, прихожу к мысли, что и сама тема, и  подготовка, и ожидания результатов реформы остаются  актуальными еще с ее начала, с 2004 года. Нам  еще много предстоит услышать об этом мероприятии в разных вариантах. Сегодня  заслуживает внимания аналитическая справка  о проведении пенсионной реформы и путях ее усовершенствования за подписью вице-премьера Тигипко,  которую трудно однозначно принять  даже не специалисту.

По результатам социологических исследований только 4% наших сограждан осведомлены об особенностях функционирования  2-го уровня  пенсионного обеспечения. Поэтому, восполняя этот пробел и  выполняя распоряжение КМУ №364 -р от 30 мая 2007 г. «Про затвердження плану заходів з проведення роз’яснювальної роботи з питань недержавного пенсійного забезпечення на 2007-2008рр.»,  давайте вместе проанализируем реальность некоторых  положений этой справки.

В ней, в частности,  предлагается:

- ввести механизм накопительного общеобязательного государственного пенсионного страхования в год, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета государственного ПФ;

Статистика  последних лет упорно подтверждает  нам  стабильный рост дефицита; за декабрь 2010г. на 4% выросло число безработных, и эта тенденция, к сожалению, сохраняется;  имеет место большой отток СПД; ожидаются оптимизация и сокращения в банковской сфере, где з/платы одни из самых высоких, а с ними сократятся и отчисления  в ПФ. Так что 2-го уровня придется еще ждать...

- участниками 2-го уровня определить лица не старше 35 лет;

Вне поля зрения государства, и очень часто без работы, в связи с этим могут остаться уже профессионально подготовленные, опытные его граждане, что само по себе создает социальную напряженность.  При отсутствии действенной государственной программы создания рабочих мест  и тенденции на их сокращение эта позиция может стать более чем проблемной.

- администрирование страховых платежей накопительной системы будет осуществляться через ПФ, и участники 2-го уровня будут иметь право выбирать негосударственные пенсионные фонды для накопления пенсионных средств только через 2 года после начала оплаты платежей;

Накопление средств 2-го уровня в государственном ПФ с его 30-млрд дефицитом – это инструмент улучшения  его финансового положения и риск  потери средств. Ожидать же при этом дополнительного инвестиционного дохода – просто утопия. Учитывая, что участники 2-го уровня - это работодатели,  у них просто не будет иного выхода, как принять «непартнерские правила игры», от которых проиграют все.

- повысить уровень пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы, предусмотрев выплату им одноразовой денежной помощи при выходе на пенсию в размере 10 назначенных пенсий;

Все больше декларируя персонификацию пенсионного обеспечения, авторы пенсионной реформы в этом случае хотят все же сохранить социалистический принцип «перекрестного финансирования» одних бедных за счет других. Сумев в условиях рынка  сохранить специальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые регулируются 28-ю Законами Украины, логично было бы одноразовую денежную помощь «государевым людям» предусмотреть в  бюджете.

- осуществлять выплату специальных пенсий в период работы в размерах, определенных нормами ЗУ «Про загальнообовязкове державне пенсійне страхування»;

Так  все-таки, господа чиновники, на специальные пенсии распространяется ограничение в 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных, или эта норма не распространяется на  наших трудоспособных?..»

Александр КОЛОТЕНКО, участник парламентских слушаний.