В Константиновке теперь снимают кино

Провинциальность не окружает нас, провинциальность в наших мозгах. И в Москве я видел людей, свой район покидающих лишь по большим праздникам. Они не то что в театре, — на Красной площади были раз или два в жизни, и то, когда в школе учились. А есть люди, живущие в провинции, но жизнью полноценной и интересной.

В одной из соцсетей выложили короткометражный фильм «Друг», снятый на улицах Константиновки и Донецка нашим земляком. Сценарист и режиссер рекордно малобюджетной (250 гривен) ленты, 21-летний Владимир Агранович работает в одном из донецких банков. Финансист по образованию, он пробует себя в любительском кино и фонтанирует идеями.

В Константиновке теперь  снимают кино

— Вначале это были обычные ролики, — рассказал Владимир. — Мне просто нравилось монтировать и делать композицию из нескольких кадров. Что-то серьезное я начал пробовать около года назад. Идея возникла спонтанно. Отец купил камеру и я понял, что нужно снять фильм, так как давно уже увлекаюсь актёрской игрой, а раз взять роль в каком-нибудь фильме пока не представляется реальным, я решил всё сделать сам. Своими фильмами я хочу донести до людей те мысли, которые преследуют меня и не дают покоя. К тому же мне нравится пробовать себя в разных образах. Это словно вызов, — смогу ли я или не смогу показать ту или иную эмоцию.

— В моих фильмах играют в основном мои друзья: Дима Солдатенко, его брат Николай, Максим Сенсей, Роман Абрамов и конечно моя сестра Екатерина. Преданные товарищи, которые готовы помочь, играть бесплатно и выслушивать все мои негодования по поводу неудавшегося кадра или эпизода. В Константиновке у меня много друзей, поэтому мне нравится тут снимать...

А теперь попробуем разобраться в творчестве Владимира. Без обычной провинциальности, когда даже дилетантизм удостаивается похвал, «потому, что свой», и «как бы не обиделся». Попробуем оценить работу «по гамбургскому счету», как написал молодой и неиспорченный соцреализмом Шкловский в средине 1920-х. Ограничимся фильмом «Друг». Его, кстати, отсмотрела у нас вся редакция. Сели перед компом и устроили киносеанс.

Советский Союз проиграл «холодную войну» культурно-идеологически. Глядя на то, что делают молодые, приятно, что проигрыш этот окончательный и обжалованию не подлежит. Голливуд подмял «Мосфильм», в России сейчас снимают американское кино, но в валенках, и под балалайку. Голливуд оккупировал и головы молодых украинцев.

Агранович снял вестерн. Герой-одиночка вначале просто бьет морды, потом начинает делать это в борьбе за справедливость. Как он ее понимает. Антураж константиновский, идеология — американская. Держава, шериф, милиционер, их даже на горизонте нет... В американском вестерне «по делам своим» получает каждый. Но герой, Володя, там живым остается всегда. У них «Библия» — настольная книга, а ведь, как сказал один из американцев: «Когда у тебя «Библия» в одной руке, а револьвер в другой, то и слово Божье для грешника звучит как-то доходчивее».

Лично нам, авторам, Америка нравится. Одно всеобщее вооружение народа чего стоит. Там чиновники и полицейские такие вежливые... И на улицах все друг другу улыбаются. И заборов почти нет... А вначале, вообще-то, были прецеденты. Идет тебе харя уголовная навстречу и насуплена. Вот и стреляли попервах без предупреждения, а то вдруг харя первая выстрелит...

А героя картины Аграновича в конце убивают. Единственная моя претензия к Аграновичу: «За что он главного героя жизни лишил?» Не по правилам жанра. По фильму, грехи его на «нож в сердце» не тянут.
Хорошее кино очень близко стоит к живописи. Классный режиссер снимает, как рисует. Картинка говорит больше, чем актерский текст. Да под удачно подобранный саундтрек. Кстати, в «Друге» подбор музыки — очень хорош, ну, прям, как у Тарантино, Гринуэя, или у Эмиля Кустурицы. Получил от саундтрека абсолютное удовольствие. Так вот замечание к Аграновичу, а если попробовать рисовать? Пока что ваше кино больше похоже на спектакль, да еще с авторским текстом...

Но в целом «Друг» получился хорошей фильмой. Понравилась игра актеров. Сцены выстроены профессионально, драки поставлены мастерски, монтаж, звук, свет — все на уровне. Приятно, что с 2012 года существует константиновское кино. Тем более, если фильм поедет на кинофестиваль.

От совка нам в наследство остался культурный хаос. Старые формы зачастую неинтересны, новое вино в них не вольешь. Агранович из этого первичного хаоса начал что-то лепить. И у него получается.

И.Бредихин, В.Гейзер.