Колиска божа, Александро-Калиново

Не стоит говорить о том кризисном состоянии, в котором находится украинское село. Решит ли его проблемы рынок земли, который заработает в ближайшее время? Сделает ли эта реформа нашего крестьянина состоятельным и уверенным в будущем дне хозяином?

Если посмотреть на 20 лет нашей независимости, то слишком много реформ и нововведений осуществлялось по наихудшему для страны и народа сценарию. Не верится, что земельная пойдет по другому. Даже если представить, что Верховная Рада примет нормальные законы, есть еще практика их применения, которая зависит от местной власти, судебной системы и т.д.  Так что мы получим через несколько лет в сельском хозяйстве страны - систему крепких фермерских хозяйств или систему латифундий? Тем более важен опыт тех, кто ищет пути выживания и развития для села. Одно из направлений – развитие зеленого туризма.

С недавних пор появился на донецкой трассе у Клебан-Быка указатель «Музей села» у поворота на Александро-Калиново. Газета «Провинция» уже неоднократно писала об инициативе сельской громады по созданию своего музея. Музей с уникальной экспозицией, а аналогов многим экспонатам нет ни в Донбассе, ни в том же киевском «Пирогово», открылся недавно. К сожалению, я не смог поприсутствовать на открытии, тем интереснее посмотреть на первые полученные результаты.

Здесь интересна сама постановка вопроса — с чего надо начинать возрождение села? Что первичнее — материальное или духовное? Большинство сразу же  заговорит о капиталовложениях, о необходимости создания в селе мощностей по переработке продукции. А в общественной организации «Эней», которая и создала для громады музей, уверены, что возрождать надо на селе культуру, надо возвращаться к месту разрыва, и связывать современную жизнь людей с тем тысячелетним пластом народной жизни, который так неумно был отброшен в недавней нашей истории как «пережитки проклятого прошлого» и «украинский буржуазный национализм».

Речь идет об украинском языке, об обрядах и обычаях дедов и прадедов, о  культуре народного быта, традиционных промыслах. Иногда у нас можно услышать пренебрежительные оценки о Западной Украине: и промышленности там нет, и «бандеры-националисты» они, а живут хорошо исключительно за наш счет. Но поедьте туда, - и вы увидите в сотнях и сотнях сел десятки тысяч крестьянских хозяйств, живущих за счет «зеленого туризма». Стоят коттеджи-гостиницы с несколькими комнатами для туристов, а рядом в селах — кафе и рестораны, заправки и отделения банков, спортивные комплексы. Потихоньку, без особой государственной поддержки, создается целая индустрия туризма. И доходы от нее не сконцентрированы в руках нескольких олигархов, а распределены среди тысяч и тысяч людей. В этой децентрализации капитала - одно из главных отличий Запада Украины от Востока.

Туризм - это деньги из воздуха, из солнечного света, с красот своей природы, а еще из любви к своему краю, к своей истории и культуре. Что ищет турист, отправляясь (за свои деньги!) в другую страну? Он хочет увидеть чужую культуру, попробовать необычную кухню, местные напитки, увидеть музеи, памятные места. В Александро-Калиново уже приехали представители туристического бизнеса из Донецка (фирма «Лазурит»). Оказывается, что при стабильном спросе на украинское, показать в Донбассе нечего. Туроператоры везут людей в Прелестное за Славянском или в Запорожье. Все! Каток русификации и чиновничьей бестолковости так придавил в крае все украинское, что показать туристу нечего.

Потенциально, создается под Константиновкой мощный туристически-рекреационный комплекс. Два музея в Александро-Калиново (сельский и ландшафтного парка), т.е. украинский культурный и эколого-природный центры, рядом - дом культуры, трактор времен коллективизации и танк ИС-3 на постаментах. Огромный ландшафтный парк с выходами скальных пород, «парк динозавров» с видовой площадкой, усадьба немецких богачей Феттеров с уникальными дореволюционными надгробиями, само водохранилище с перспективами его зарыбления для спортивной рыбалки... Возможность пеших, конных, водных экскурсий не только в ландшафтном парке, но и по речке Бычок. А в трех километрах от села - бывший подземный командный пункт гражданской обороны Константиновки — еще одна классная экскурсия. И это все на автомобильной трассе в получасе езды от Донецка. А ведь можно создать мастер-классы и дать возможность туристу и кукурузу драть, и муку самому смолоть, и за прялку сесть.

Мы богатые. Мы живем на золоте. Но за годы советской власти у нас так снизился уровень интеллекта, что мы действительно стали напоминать какую-нибудь центральноафриканскую страну с богатейшими природными ресурсами, но с бедным и бесправным населением, коррумпированной властью, полукриминальным бизнесом. И, к сожалению, с безграмотным населением. Многие ли из наших земляков знают, что мы живем на земле Вольностей Запорожских? А почему мы боимся сказать, что Константиновка стоит на месте сторожевого запорожского пикета, а следовательно, история города начинается не с 1870 года? Увы, незнание и неуважение к своей истории, культуре, языку ведут к духовной и материальной деградации. А туризм — это очень продвинутый и экологически чистый способ делать деньги на своей природе, истории, культуре.

А музей начал и психологический климат в селе менять. Появилась у людей гордость за свою малую родину. Ведь экспонаты собирали по домам, а потому  люди видят в музее не нормативно-внешнюю культуру, а продолжение своего дома, хозяйства, историю своего рода. Поразительно, но в селе появился хор казачьей песни «Любава». Да какой! Здесь надо спасибо сказать его руководителю Любови Викторовне Килко. А еще начал работать литературный кружок. А как начали праздники гулять в селе! Праздновали, конечно, день села и раньше, но чтобы с таким задором, так светло и радостно!.. Ведь вспоминают до сих пор и гонки тракторов, и песни хора. А недавно в музее прошли традиционные украинские вечерницы, традиционные украинские забавы с жениханиями парней и девчат. Затопили настоящую печь, сами приготовили тонкую солнце-калиту, - год ведь совсем «утончился»,  - вареники, пироги, а потом началось веселье. Тут и гадание на суженого, и танцы через коцюбу, и песни в полный голос.

И еще. В музей вложено много труда односельчан, помогла и власть — на деньги областного гранта благоустроена территория. Только так, общими усилиями, можно сдвинуть махину, ведь зеленый туризм — дело для Донеччины новое. Но когда я думаю, сколько впереди работы предстоит, сколько необходимо документов, подписей, согласований, какую нужно сделать работу логистическую, с прицелом на многолетнюю перспективу развития села, какие нужны инвестиции, мне становится не по себе. Но дорогу осилит идущий. А над музеем висит лозунг: «Наше село — колиска Божа».

И.Бредихин, преподаватель истории КПЛ.