Адъютанты оборотня

Неизвестные страницы истории становления в Константиновке коммунистического союза молодежи


Продолжение. Начало в №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Константиновская городская Дума организовала Самооборону. Стоит процитировать доклад-донос Добровольского, бывшего слесаря, хоть и не участника боевых действий, но, тем не менее, в 20‑е годы в когорте первых красных директоров, получившего должность зам. управляющего Константиновской группы заводов:

«…укажу на некоторых товарищей, которые тогда состояли в украинских организациях тов. Корниенко… Среди эсеров видную роль играли следующие: Бега, Шейченко, Литвиненко, Самаров. Авторитетом среди рабочих здесь пользовались эсеры, меньшевики. Работой профсоюзов руководили меньшевики и эсеры. Продовольственный комитет был так же в их руках. В то время большевистская организация была незаметной…».

«…Май Маевский и Деникин хотели удержать Украину в своих руках, они не хотели считаться с украинским правительством, у них была одна цель — восстановить неделимую Россию».

Авторы статьи обращают внимание, что правительство Ленина клятвенно заверяло, что войска из России пришли лишь помочь местному населению установить советскую власть и оно не против независимой Украины, и поэтому поддерживает советское правительство. В эти и многие другие тактические ходы главного оборотня поверил и наш Добровольский, вероятно, и свой пост потерял из‑за патриотизма, а его сменил Емельянов.

Далее повествует Добровольский:

«Из Никитовки идти дальше они не решались, у них замечалось некоторое замедление, приблизительно около месяца или полутора. Немного позже меньшевистские, эсеровские и украинские организации, решив организовать самооборону, созвали митинг на площади Артема (площадь возле костела, после эвакуации иностранных рабочих — площадь возле кинотеатра Артема при химическом заводе, затем православная церковь; здание разрушено при расширении химзавода в конце 60‑х годов). И, тем не менее, по иронии судьбы, под фотографией здания в городском краеведческом музее и сейчас «красуется» облупившаяся от стыда надпись «Клуб химического завода 1930 г.», а не костел, построенный первыми колонистами из Западной Европы. На этом митинге выступил Бега, который указывал на необходимости организации самообороны… В общем, все их выступления сводились к призыву для борьбы с большевиками».

Бахмуту (Артемовску) опять не повезло, не сумев самоорганизоваться, как тут же пострадал от набегов уже знакомых антигероев. О тех временах повествует некий Михайлов (ф.16.1.49 л.22, Донецкий архив):

«… в декабре же Бахмут был занят красногвардейцами и партизанскими отрядами Краматорским, Дружковским, Константиновским (П. Е. Иванова — ред.) во главе с тов. Реутом. Этими отрядами был разоружен украинский полк, и охрана города перешла к этим отрядам».

Немного путано Донцов, Дзюба в книге «Очерки истории города», ссылаясь на другую книгу «Борьба за Октябрь на Артемовщине», изданной в 1929 г. (книга пока недоступна авторам статьи), пишут:

«В середине марта 1918 г. были сформированы отряды партизан под командой Реутова и Емельянова». И далее: «Второй отряд, П. Е. Иванова, был создан из рабочих бутылочного завода. Отряд Иванова вместе с рабочими отрядами Дружковки и Краматорска ездили в Бахмут разоружать 25‑й украинский запасной полк, после этого отряд выехал в Харьков и присоединился к 1‑му Харьковскому пролетарскому полку, который затем участвовал в боях под Кременчугом, Полтавой и Калачем» (события декабря 1918 г. и далее — ред.).

Как видно из текстов, на Артемовщине в январе-марте 1918 г. создавались отряды. Один из них под командой Реута и Емельянова (Реут — командир, следующий по должности — Емельянов, рядовой состав — из константиновских рабочих). Второй партотряд — есть отряд П. Иванова, который появился в декабре 1918 г.

Донцов, Дзюба, Бондарь и т. д. прекрасно были осведомлены о преступном прошлом Реутова и протокомсомольцев и хотели хоть каким‑то образом отделить и оградить И. М. Емельянова, в честь которого названа одна из улиц города.

М. П. Корниенко,
Г. П. Лютый, В. П. Петренко